Четыре десятилетия назад на Индокитайском полуострове произошли события, которые коренным образом изменили ситуацию в регионе. В апреле 1975 г. под ударами вьетнамских коммунистов пал проамериканский сайгонский режим. В декабре того же года лаосские коммунисты свергли короля и взяли власть в свои руки, образовалась Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР). В июле 1976 г. произошло воссоединение Вьетнама в государственном плане, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).
За прошедшие с того исторического события четыре десятилетия неоднократно менялся Основной закон Вьетнама. Тем не менее, роль Конституции как правового каркаса всех сторон жизни Вьетнама неуклонно повышалась и совершенствовалась.
До 1980 г. в стране действовала Конституция Демократической Республики Вьетнам 1959 г. Президент Хо Ши Мин назвал эту Конституцию «социалистической», так как она законодательно закрепляла переход Вьетнама (на самом деле только его северной части, так как на юге до 1975 г. господствовал режим, находившейся в сильной политической и экономической зависимости от американского неоколониализма) от народно-демократического строя к социализму. Конституция ДРВ 1959 г. провозглашала в преамбуле миролюбивый характер внешней политики страны, но не конкретизировала механизмы ее реализации [4, C. 4].
В 1980 г. была принята третья Конституция Вьетнама, которая носила в себе многочисленные элементы заимствования из конституционной практики Советского Союза. По примеру Конституции СССР в Основной закон была внесена статья о компартии как единственной руководящей силе вьетнамского государства. Во всех последующих вариантах Основного закона Вьетнама, вплоть до сегодняшних дней, эта статья сохраняется, хотя и с некоторыми модификациями.
В Конституции 1980 г. четко определялись политические приоритеты вьетнамского государства. Это — братская дружба, боевая солидарность и всесторонне сотрудничество с СССР, Камбоджей и Лаосом, другими странами социалистического содружества на основе пролетарского интернационализма, борьба против американского империализма и китайского гегемонизма, мирное сосуществование государств с различным социально-политическим строем, невмешательство во внутренние дела других стран, а также активная поддержка народов других стран, борющихся за мир, национальную независимость, демократию и социализм (статья 14) [5, C. 24]. Таким образом, можно говорить, что пролетарский интернационализм и мирное сосуществование были тогда главнейшими принципами внешней политики СРВ.