Право на образование является одним основных прав личности, реализация которого позволяет человеку занять достойное место в обществе, реализовать свои способности в профессиональной сфере, построить карьеру. Как известно, ключевые положения о реализации данного права находят свое закрепление в фундаментальных учредительных актах — Конституциях государств.
На современном этапе уровень развития экономики государств и благосостояния граждан напрямую увязывается с уровнем развития системы образования конкретной страны. В настоящее время высокие темпы развития национальных экономик демонстрируют государства азиатско-техоокеанского региона (АТР), и в частности, Китайская Народная Республика (далее — Китай, КНР). Это государство с многовековой историей и традициями за несколько последних десятилетий достигло ощутимых качественных сдвигов в построении различных отраслей экономики, решении проблемы повышения благосостояния своих граждан. При этом, многие ученые связывают экономические успехи Китая с серьезными финансовыми вложениями в науку и образовательную сферу1 . Следует согласиться с тем, что экономический прорыв этого государства в немалой степени обеспечен развитием системы образования, базовые контуры которой наши отражение в положениях Конституции КНР 1982 г.2
Для понимания степени влияния образовательной парадигмы на уровень развития экономики Китая, представляется разумным провести анализ положений Конституции КНР, касающихся права граждан на образование, и механизмов его реализации.
Политическая модель построения китайской государственности опирается на демократический централизм, являет собою ключевую идею партийного строительства, и одновременно задает векторы совершенствования государственного управления и правовой системы КНР3 . При этом, развитие социалистического общественно-политического строя является особенностью конституционной модели Китая4 .