По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Конституционные основы права на образование в Китайской Народной Республике

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен содержательный и институциональный анализ права на образование, закрепленного в положениях в Конституции Китайской Народной Республики (КНР). Автор делает вывод о руководящей политической и идеологической роли государства в обеспечении реализации гражданами права на образование. При этом, само право на образование в совокупности и иными социальными правами детерминирует развитие социально-экономической системы Китая с учетом исторических традиций, требований модернизации и научно-технического прогресса.

Литература:

1. Гасанова К.К. Особенности конституционализма Китайской Народной Республики // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5.

2. Гулева М.А. Экономические проблемы современной системы образования в КНР: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Гулева Мария Александровна. — М., 2015.

3. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214).

4. Донецкая С.С., Цзи Цяньнань. Реформирование системы высшего образования в Китае: современные итоги // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12.

5. Козырин А.Н. Право на образование в конституциях и законодательстве зарубежных стран // Реформы и право. 2016. № 4.

6. Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 г. // Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.

7. Лу Сэньтун. Процесс становления института демократического централизма в Китае // Международное публичное и частное право. 2020. № 5.

8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник; 17-е изд., испр. и доп. М., 2013.

9. Новикова Л.А., Ушакова Л.К. Особенности среднего и высшего образования Азиатских стран // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том

9. № (5/1).

10. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, Контракт, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии.

11. Ци Минянь. Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая: дис. ... канд.филос. наук. Чита, 2011. — 140 с.

12. Юань Ф., Бражник Е.И. Перспективы развития научно-образовательной среды университетского образования в современном Китае // 2017 Вестник новгородского государственного университета. 2017. № 4 (102).

Право на образование является одним основных прав личности, реализация которого позволяет человеку занять достойное место в обществе, реализовать свои способности в профессиональной сфере, построить карьеру. Как известно, ключевые положения о реализации данного права находят свое закрепление в фундаментальных учредительных актах — Конституциях государств.

На современном этапе уровень развития экономики государств и благосостояния граждан напрямую увязывается с уровнем развития системы образования конкретной страны. В настоящее время высокие темпы развития национальных экономик демонстрируют государства азиатско-техоокеанского региона (АТР), и в частности, Китайская Народная Республика (далее — Китай, КНР). Это государство с многовековой историей и традициями за несколько последних десятилетий достигло ощутимых качественных сдвигов в построении различных отраслей экономики, решении проблемы повышения благосостояния своих граждан. При этом, многие ученые связывают экономические успехи Китая с серьезными финансовыми вложениями в науку и образовательную сферу1 . Следует согласиться с тем, что экономический прорыв этого государства в немалой степени обеспечен развитием системы образования, базовые контуры которой наши отражение в положениях Конституции КНР 1982 г.2

Для понимания степени влияния образовательной парадигмы на уровень развития экономики Китая, представляется разумным провести анализ положений Конституции КНР, касающихся права граждан на образование, и механизмов его реализации.

Политическая модель построения китайской государственности опирается на демократический централизм, являет собою ключевую идею партийного строительства, и одновременно задает векторы совершенствования государственного управления и правовой системы КНР3 . При этом, развитие социалистического общественно-политического строя является особенностью конституционной модели Китая4 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Конституционные основы права на образование в Китайской Народной Республике. Юрист ВУЗа. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: