В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Хочу подчеркнуть: развитие АПК, безусловно, во многом связано с крупным товарным производством, но это не должно идти в ущерб интересам малых хозяйств, людей, которые в них работают»[1].
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства невозможно без консолидации земель, которая непосредственно связана с развитием отношений земельной собственности. Земельная собственность представляет собой исторически определенную форму экономических отношений по поводу присвоения земли как средства производства конкретными лицами или их группами.
Земельные отношения выражают целый комплекс отношений между людьми, складывающихся в воспроизводственном процессе в сельском хозяйстве по поводу земли как объекта собственности и объекта хозяйствования.
Земельная собственность как экономическая категория представляет собой «совокупность прав на землю», где каждая «составная часть» играет роль отдельного права. Количество прав на землю, включаемых в понятие земельной собственности является неограниченным. Однако наиболее важными из них выступают владение, пользование и распоряжение.
Классическая система земельных отношений предполагает наличие двух основных субъектов этих отношений — «земельного собственника» и «арендатора». При этом земельный собственник обладает всей совокупностью прав, тогда как арендатор лишь отдельными правами, например, правом платного пользования землей. При этом данная плата реализуется в форме земельной ренты [2].
Развитие отношений земельной собственности в России всегда носило противоречивый, спиралевидный характер. Следует подчеркнуть, что за годы проведения современной земельной реформы классическая система отношений земельной собственности так и не была создана. В результате, система отношений земельной собственности в сельском хозяйстве приобрела сложный, запутанный характер, что, в частности, нашло свое выражение в наличии и нерешенности проблемы земельных долей. Все это привело к падению эффективности сельскохозяйственного производства, потере продовольственной безопасности страны и экспансии импорта продовольствия.