По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.1

Консолидация национальной политики в сфере образования и управления инновациями в высшей школе (на примере Финляндии)

Юлия Павловна Куликова PhD in Economics, MBA, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), эксперт ARMA International, советник генерального директора Международного союза экономистов, ответственный секретарь Комитета по образованию Международного союза экономистов, аспирант кафедры управления ГБОУ ВПО «Финансово-технологическая академия»
Ключевые слова:

Литература:

1. Tarmo Lemola. Transformation of Finnish Science and Technology Policy // Science Studies. — 2003. — № 1.

2. http://www.tekes.fi /en/ community/Annual_review/341/ Annual_review/1289 — официальный сайт Tekes: 15/06/2012.

3. http://stats.oecd.org — официальный сайт OECD.StatExtracts, Main Science and Technology Indicators: 15/06/2012.

4. Anu Lyytinen. Finnish Polytechnics in the Regional Innovation System — Towards New Ways of Action. University of Tampere. 2011.

Качество человеческого капитала в условиях «новой» экономики становится основой конкурентоспособности и экономического развития регионов и государств. Поэтому во всём мире высшие учебные заведения становятся всё более активными и зачастую системообразующими участниками инновационных систем.

Опыт Финляндии, за последние два десятилетия занявшей лидирующие позиции в мировых рейтингах инновационности и конкурентоспособности, показывает, что именно образование явилось основой высокого качества жизни, сложившегося в стране. В 2011 г. по Европейской шкале инноваций Финляндия заняла 4-е место по общему инновационному индексу и 2-е место по уровню развития человеческих ресурсов.

При этом к началу ХХ в. на территории Финляндии существовал только один университет. Современная система высшего образования сформировалась в 1990-е гг. и продолжает претерпевать динамичные изменения. Систематизация опыта Финляндии позволяет выделить три этапа формирования национальной системы высшего образования, направленные на интенсификацию участия вузов в инновационной деятельности и экономическом развитии.

Первый этап инновационного развития высшего образования в Финляндии охватывает 1960–1980-е гг. и характеризуется становлением общей институциональной среды образовательной и научно-технической деятельности. Обществом была осознана необходимость научно-технического развития, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью Финляндии на международных рынках (зависимость экономики от лесной промышленности, техническое отставание от развитых стран). Увеличивалось число вузов, рассматриваемых как основа модернизации экономики Финляндии, обеспечивая подготовку высококвалифицированных специалистов, устойчивое региональное развитие. Социальная необходимость вузов была также связана с демографическим подъёмом [1].

Были созданы или модернизированы основные органы государственного регулирования научно-технической деятельности. Например, в 1983 г. с учётом шведского опыта при Министерстве занятости и экономики было создано Финское фондовое агентство по технологиям и инновациям Tekes (Finnish Funding Agency for Technology and Innovation), которое до сих пор является одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного развития. В 2011 г. более 40% финансирования Tekes было направлено на проекты вузов и научно-исследовательских институтов [2].

Для Цитирования:
Юлия Павловна Куликова, Консолидация национальной политики в сфере образования и управления инновациями в высшей школе (на примере Финляндии). Ректор ВУЗа. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала