Современную аквакультуру принято подразделять на два основных направления — «товарное» и «пастбищное» рыбоводство. Первое направление в последние два десятилетия бурно развивается. Второе направление, основы которого были заложены в советский период, переживает в нашей стране глубокий системный кризис [1].
В связи с этим большой интерес представляет изучение истории и современного состояния «консервационной аквакультуры» в США и Канаде. «Консервационная аквакультура» (калька с английского термина Conservation aquaculture) не имеет точных аналогов ни в русском языке, ни в российском рыбоводстве. Основная цель «консервационной аквакультуры» — сохранение редких и исчезающих видов рыб, имеющих большую ценность для человека. Второе направление «пастбищного рыбоводства» в США и Канаде — «сапплементарные программы» (Supplementary Programs) — выпуск молоди промысловых рыб в естественные водоемы с целью получения дополнительной продукции и соответствующей коммерческой выгоды. При правильном выборе видов массовые выпуски молоди могут быть высокорентабельными, однако в ряде случаях выпуски неэффективны или оказывают негативное влияние на популяцию [32, 40–41]. В США и Канаде основные объекты «сапплементарных программ»: 1) тихоокеанские лососевые, ежегодные объемы выпусков молоди которых измеряются, в общей сложности, сотнями миллионов экземпляров, 2) стальноголовый лосось [61], 3) проходные сельди Alosa sapidissima (американский шед) и Alosa mediocris [30]. Осетровые не относятся в США к рыбам, в отношении которых применяется массовое «сапплементарное» рыбоводство, и это связано со следующими причинами.
1. Сложности биотехнического процесса. Первые эксперименты по оплодотворению икры осетровых в США были проведены Грином в 1875 г. Ежегодная добыча осетровых (всех видов) достигала в этот период 4,5 тыс. т по атлантическому побережью и 6,8 тыс. т по тихоокеанскому, поэтому в уловах можно было отобрать особей со зрелыми гонадами. Попытки организовать разведение осетровых продолжались, на фоне быстрого сокращения их численности, до 1912 г. После 1920 г. осетроводство полностью прекратилось, поскольку выловить зрелых рыб стало практически невозможно, а методов гормональной стимуляции тогда не знали [9, 45].