…Пусть будет в радость ваша сложная работа,
И легче станет вам свое призвание нести!..
Мы часто слышим звук сирены и видим, как по улицам города мчится белая машина с красными полосами. И мы сразу понимаем, что это скорая помощь спешит, чтобы помочь пострадавшему. Не было бы у нас скорой помощи, мы бы не знали, как помочь своим близким, которые вдруг заболели. Каждый год в феврале российские фельдшера отмечают свой профессиональный праздник. История возникновения службы скорой помощи в России уносит нас в конец XIX века, когда в Москве в апреле 1898 года открыли первые станции скорой помощи, и было их две. Чуть раньше такие спасатели появились в Вене, Берлине и Лондоне. Задача у специалистов этой службы во все времена и во всех странах была одна – оказать скорую медицинскую помощь каждому, кто в этом нуждается. Что касается создания самой первой скорой помощи в России, то стоит отметить, что этому мы должны быть благодарны доктору медицины Г.Л. Аттенгоферу, который еще в 1818 году предложил создать такого рода службу, которая бы смогла оказывать первую помощь на дому. При этой организации должны быть особые врачи, которые смогли бы наблюдать и приостановить различные заболевания по возможности. Вот именно с этого дня и считают возникновение скорой помощи и появление первых фельдшерских работников. Естественно, за 2 столетия служба претерпела множество реорганизаций, но суть в оказании быстрой и квалифицированной помощи осталась по сей день. Современный этап развития скорой медицинской помощи характеризуется дальнейшим совершенствованием службы скорой медицинской помощи. Реализация национального проекта «Здоровье» позволила в достаточно короткие сроки улучшить оснащенность выездных бригад и обновить автопарк скорой помощи. Скорая помощь превратилась в мобильную и достаточно оснащенную службу.
Быть медицинским работником – ответственный и тяжелый труд. Новые технологии в практическом здравоохранении, возрастающие с каждым годом требования к качеству медицинской помощи вызывают необходимость повышения качества медицинских услуг, ориентированного на профессионализм, компетентность и ответственность медицинских работников, особенно в сфере фельдшерской службы. Компетентность – совокупность компетенций, которыми обладает специалист, способность применять знания, умения, отношения к субъекту деятельности и опыт в знакомых и незнакомых профессиональных ситуациях. Профессиональные специализированные компетенции – компетенции, относящиеся к узкой специализированной профессиональной области. Перечисленными компетенциями в полной мере обладает каждый специалист-фельдшер. Помимо этого каждый фельдшер обладает также общими компетенциями – компетенциями, необходимыми для эффективной трудовой деятельности в рамках своей профессии (социальные, коммуникативные, нормативно-правовые, методические и др. умения и навыки). Но медицина не стоит на месте, а значит, что и специалист лечебного дела должен быть в курсе развивающейся медицины. Особое место в повышении профессионализма фельдшеров отводится не только самообразовательной работе (участие в семинарах, мастер-классах, работа над проблемной темой, знакомство с новинками в медицине, методами и приемами медицинской практики в сочетании с методическим сопровождением). Наиболее действенными, эффективными и результативными формами выступают конкурсы профессионального мастерства. Уже много лет профессиональные конкурсы проводятся Департаментом здравоохранения города Москвы.