По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Конкуренция преподавателей вузов на российском рынке труда: мифы и реальность

Крылова Елена Борисовна д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин, Московский гуманитарный университет, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Ekrylova@mosgu.ru
Симакина Марина Анатольевна канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры статистики, маркетинга и бухгалтерского учета, Московский гуманитарный университет, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: msimakina@mosgu.ru

Статья раскрывает основные проблемы, наблюдаемые на российском рынке труда при трудоустройстве профессорско-преподавательского состава вузов. Рассмотрены основные факторы, препятствующие свободной конкуренции. Авторы рассматривают основные мифы, сопровождающие эти процессы, и стремятся их развенчать.

Литература:

1. Академический имбридинг и мобильность в высшем образовании: Глобальные перспективы [Текст] / под ред. М.М. Юдкевич, Ф.Дж. Альтбаха, Л. Рамбли; пер. с англ. Г.С. Петренко под науч. ред. М.М. Юдкевич; отв. ред. Н.М. Халатянц; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: ИД ВШЭ, 2016. — 328 с.

2. Балацкий Е.В. Истощение академической ренты // Мир России. — 2014. — № 3. — С. 150–174.

3. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; пер. с англ. Е.В. Сивак под науч. ред. М.М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: ИД ВШЭ, 2012. — 439 с.

4. Кудюкин П.М. У российских преподавателей самая большая нагрузка в мире [Электронный ресурс]. — URL: http:// netreforme.org/news/pavel-kudyukinurossiyskih-vuzovskih-prepodavateleysamaya-bolshaya-nagruzka-v-mire/.

5. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. — М.: ИД ВШЭ, 2021. — 616 с.

6. Мониторинг эффективности деятельности вузов: взгляд преподавателей и руководителей образовательных организаций высшего образования // Мониторинг экономики образования. — 2016. — № 24. — С. 3.

7. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шульга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 120 с.

8. Прахов И.А. Академическая продуктивность профессорско-преподавательского состава на микро- и макроуровне // Мониторинг экономики образования. — 2020. — № 23. — С. 3.

9. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии. // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 5. — С. 17–29.

10. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам // Мониторинг экономики образования. — 2020. — № 13. — С. 5.

11. Соколов М., Губа, К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 832 с.

Современный рынок труда столкнулся с тем, что многие специальности потеряли свою былую престижность. Особенно остро это проявляется в отношении преподавателей вузов. Профессия преподавателя в вузе не относится к массовым. В 2019/20 учебном году профессорско-преподавательский состав (ППС) организаций, осуществлявших образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, составил 229,3 тыс. чел. (это почти на 16 тыс. меньше, чем в 2017/18 учебном году). Средний возраст профессорскопреподавательского состава российских вузов составляет 45 лет, средний научно-педагогический стаж — 19 лет. Знания, высокая квалификация, публикационная активность не находят достойного отражения в зарплате. Многие выпускники педагогических вузов, аспирантуры и докторантуры, не желая работать по полученной специальности, ищут приложение своих сил в других сферах деятельности, где возможен карьерный и материальный рост. Еще в 2012 г. российские исследователи системы высшего образования отмечали, что заработная плата молодых преподавателей существенно ниже, чем средняя заработная плата по экономике, и для получения дополнительного дохода им приходится либо преподаватель в нескольких вузах, либо давать частные уроки, либо браться за дополнительную работу вне сферы высшего образования. Для российского рынка труда ППС характерен поздний пик заработков. Максимальная величина заработной платы характерна для групп ППС старше 65 лет, причем сотрудники старше пенсионного возраста зарабатывают больше, чем в возрасте 60–64 года. А вот средняя заработная плата ППС в возрасте от 25 до 49 лет значительно не различается.

Таким образом, тот сегмент рынка труда, на котором формируется спрос и предложение профессорско-преподавательского контингента, за последние годы в процессе реформирования российского образования претерпел существенные изменения, и эти тенденции весьма негативны. Все происходящее не могло оставить равнодушным каждого россиянина, появлялись устойчивые мнения и суждения о тех процессах и явлениях, которые наблюдались в рыночной среде. Вопросы, затрагиваемые в данной статье, волнуют не только непосредственных участников рыночного процесса (преподавателей, администрацию вузов, образовательные учреждения и ведомства), но и самих потребителей так называемых образовательных услуг, качество которых напрямую зависит от вузовских преподавателей, их подготовленности и возможностей использовать материально-техническую базу вуза. Попробуем остановиться на основных устоявшихся позициях (назовем их мифами) в отношении конкуренции преподавателей на рынке труда, а в зависимости от истинности или ложности этих суждений, опровергнем или подкрепим реальными фактами данные явления.

Для Цитирования:
Крылова Елена Борисовна, Симакина Марина Анатольевна, Конкуренция преподавателей вузов на российском рынке труда: мифы и реальность. Вопросы трудового права. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: