По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Конкуренция на рынке медицинских услуг: тренды, факторы и перспективы

В статье рассматривается аспект конкуренции на рынке медицинских услуг. Автор анализирует факторы, влияющие на развитие конкуренции, проблемы рынка, а также перспективы роста. Пример для такого анализа — город Хабаровск, где действует несколько крупных медицинских фирм. Автор анализирует представленные фирмы по нескольким важным пунктам: доступность, стоимость услуги, сервис, количество клиентов, отзывы. На основе такого анализа составляются рекомендации для функционирования медицинских учреждений в общероссийском масштабе.

Литература:

1. Вялкова А. И. Управление и экономика здравоохранения [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Вялкова. — 3-е изд., доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 664 с.

2. Тогунов, И. А. Теория управления рынком медицинских услуг. Монография [Текст] / И. А. Тогунов. — Владимир: Собор, 2007. — 308 с.

3. Коробкова О. К., Третьяков М. М. Категория «Рынок медицинских услуг»: понятие, классификация, значение [Текст] // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2010: сборник научных трудов по материалом международной научно-практической конференции. — Т. 13. — Экономика. — Одесса: Черноморье, 2010. — С. 35–40.

Конкуренция является одним из основных признаков рыночных отношений. Кроме того, рыночным отношениям характерно:

– свободный выбор поставщиков для медуслуг;

– возможность заключать контракты между непосредственно покупателями и поставщиками таких услуг;

– возможность независимости поставщиков.

Следует отметить, что рынок в здравоохранении достаточно сложен в связи со специфическими особенностями самого здравоохранения. Здравоохранение имеет целью все-таки не экономический результат, а определенные медицинские итоги. Именно поэтому рыночные законы в здравоохранении обусловлены особенностями функционирования рынка медицинских услуг.

Для государственного регулирования рынка медуслуг становится важным сохранение и поддержание конкурентной среды. В этом плане государство становится своеобразным модератором, контролером исполнения антимонопольного законодательства в отношении компаний, которые, например, производят жизненно важные лекарственные средства.

Что касается рынка медицинских услуг, то здесь конкуренция выражается в различных ценах на услуги, вопросах ассортимента, качества, графиков работы врачей, места расположения медучреждения и т. д.

Рынок медицинских услуг, отмечают ряд авторов, можно концептуально разделить на несколько частей — групп:

– рынок лечебно-профилактических и диагностических услуг;

– рынок санаторно-лечебных услуг;

– рынок услуг лечебной физической культуры;

– рынок скорой медицинской помощи;

– рынок услуг по медицинскому обслуживанию;

– рынок санитарно-эпидемиологических услуг;

– рынок консультационных медицинских услуг;

– рынок лекарственных препаратов;

– рынок медицинского оборудования;

– рынок аппаратуры;

– рынок технических средств;

– рынок научных и проектных разработок.

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Основной функцией рынка медуслуг является конкурентная функция. Она означает создание профессионального, социально-экономического, рыночного противодействия медицинских организаций одного или нескольких профилей за достижение результатов при оказании услуг больным, оказании сервисного обслуживания пациентов, производстве лекарственных средств и т. д.

Ряд авторов научных работ считают, что конкурентоспособность медуслуги — это все-таки совокупности определенных потребительских, количественно-стоимостных показателей медицинской услуги, которые определяют преимущество такой услуги над другими услугами при наличии конкуренции со стороны других предприятий, оказывающих сходные медицинские услуги. При этом такое оказание услуг способствует выделению данной группы услуг из аналогичных медуслуг.

Соответственно, рынок медуслуг функционирует в современных условиях на трех основных китах: спрос, предложение и цена.

Основной момент в определении медицинских услуг является собственная нужда индивидуума в сохранении и преумножении своего собственного здоровья, нехватка обязательной нормы, физического или духовного благополучия и т. д. Это подмечает особо активно И. А. Тогунов.

Говоря о рынке медицинских услуг, необходимо отметить, что данный рынок не может функционировать вне других рынков, например рынка медикаментов, расходников, медицинского оборудования, оплаты труда медицинских работников и т. д.

Существует не менее двух факторов, которые определяют влияние этих рынков на рынок медицинских услуг: первый фактор — влияние на уровень затрат. Уровень цен на товары в данных отраслях влияет на уровень затрат в сфере здравоохранения. Второй фактор — влияние на спрос. Всё определяется не только суммой, оплаченной потребителями за конкретные медицинские услуги, но и, например, предпочтением к определенному объекту. Если ситуация в экономике стабильна или позитивна, то доходы предприятий и граждан на медицинские услуги возрастают. Кризис — спрос на платные медицинские услуги падает, платежеспособный спрос граждан переориентируется на другие объекты.

Приведем практические примеры.

Вот, к примеру, ситуация на рынке медицинских услуг города Хабаровска. Мы видим, что потенциал рынка — растущий. Прибыль — более 2,5 млн руб. в 2013 г. Прогноз — положительный (до 8 млн руб.). Такой рост можно характеризовать как положительный, но и как отрицательный: рост цен может отпугнуть от платного рынка ряд клиентов, которые не обладают должными финансовыми возможностями.

Еще в процессе анализа обратим внимание на такой аспект, как рекламные возможности. Анализируя рынок Хабаровска, отметим, что медицинские организации могут реализовать свои рекламные возможности разными путями: через Интернет, через наружную рекламу, а также путем обращения к своеобразному «сарафанному радио», т. е. к лицам, которые когда-то давным-давно обращались в медицинскую организацию, были удовлетворены качеством и количеством оказываемых услуг.

Далее рассмотрим некоторых основных конкурентов на данном рынке: «Клиника современных технологий» — средняя цена составляет 1350 руб., клиника оснащена лучшей техникой, в клинике работают лучшие врачи, имеется дополнительный сервис (например, те же сертификаты, скидочные карты).

«Доктор А» — средняя цена составляет 970 руб., клиника работает при полной загрузке, однако такая загруженность влияет на качество предоставляемых услуг (в клинике фиксируются очереди, имеется ряд негативных отзывов в Интернете). В это же время в качестве дополнительного сервиса имеется возможность приема анализов на дому.

«Нефертити» — средняя цена составляет 1850 руб., клиника занимается профессионально косметологией.

«Лекарь» — средняя цена составляет 1430 руб., клиника занимается гинекологическими и урологическими заболеваниями.

«Прима Медика» — средняя цена составляет около 1300 руб. Однако в клинике фиксируются очереди, отсутствует дополнительный сервис для постоянных клиентов (сертификаты или скидочные карты).

«Наша клиника» — средняя цена составляет 1460 руб. Относится к категории новых медицинских организаций.

Как видно из представленного анализа, большинство компаний используют в своей деятельности активную и агрессивную рекламу, размещает ее не только на билбордах, но и в сети Интернет.

Что касается количественно-качественных показателей, то мы фиксируем наличие следующих основных лидеров регионального рынка медицинских услуг: «Клиника современных технологий» и «Доктор А». Первая обслуживает в год в среднем 5000 клиентов, имеет 4 аппарата УЗИ (такое количество аппаратов УЗИ означает, что фирма не нуждается в привлечении дополнительных ресурсов для предоставления высококачественных услуг своим клиентам). Вторая — 7500 клиентов и 1 аппарат УЗИ.

Цены: «Доктор А» — 1350 руб.; «Клиника современных технологий» — 960 руб.

Рекламные возможности компаний: «Доктор А» широко использует возможности видеорекламы. Кроме того, размещает рекламу на своем сайте и на билбордах в городе. «Клиника современных технологий» видеорекламу не использует. Всё остальное предусматривается рекламными бюджетами компании.

Всем этим организациям свойственна:

– высокая корпоративная культура;

– полная ориентация на клиента;

– наличие высокой рентабельности.

Очевидный минус данных организаций: фирмы не имеют собственной маркетинговой стратегии, у них нет дополнительных средств для расширения своего собственного бизнеса.

Свободная конкуренция на рынке медуслуг достигается только при наличии двух основных условий:

– медицинскую услугу оказывает любая медорганизация;

– на определенной территории действует большое число производителей медицинских услуг.

Некоторые особенности оценки конкурентоспособности медицинских услуг:

1. Объект оценки — деятельность конкретной медицинской организации, которая функционирует в соответствии с требованиями законодательства РФ.

2. Оценка медицинских услуг непосредственно связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания.

3. Оценка деятельности медицинских работников производится непосредственно потребителем.

4. Оценка временных характеристик предоставления медуслуги.

5. Оценка услуги производится по соотношению к стандартам качества обслуживания, которые заключены в федеральном законодательстве.

6. Оценка субъективных мнений отдельных пациентов, которые получили разовую медуслугу.

Конкуренция между производителями приводит чаще всего к соответствующему снижению стоимости имеющихся медицинских услуг. Это достигается следующим образом: либо медицинские организации снижают непроизводительные затраты, производят поэтапное повышение производительности труда, совершенствуют организацию своей работы, либо снижают имеющиеся цены.

ВЫВОДЫ

Для улучшения системы функционирования на рынке медицинских услуг необходимо:

Организовать возможность свободного выхода на рынок медицинских услуг.

Внедрить и развить систему государственно-частного партнерства в системе здравоохранения. Сейчас эта система успешно начинает апробироваться на крупных рынках России.

Организовать прозрачную и понятную конкуренцию между поставщиками медицинских услуг всех форм собственности. Это предполагает внесение изменений в действующее законодательство об охране здоровья, а также об антимонопольном регулировании.

Привлекать частных поставщиков медицинских услуг для реализации поставленного государственного задания (это позволит улучшить доступность медицинской помощи, сократить очереди, реально сэкономить деньги из бюджета). В это же время необходимо предусмотреть более жесткие критерии контроля расходования средств бюджета по данному направлению.

Разработать адекватный план маркетинга в частных медицинских организациях. Этот план должен учитывать все плюсы данного медицинского учреждения: например, тот факт, что организация привлекает на работу только специалистов высокой квалификации; в организации имеется большое количество высокотехнологических аппаратов (которые, к сожалению, в государственных медицинских учреждениях либо имеются, но не используются, либо используются, но не в полную силу).

Во время увеличения объема рынка частных медицинских услуг соответствующим организациям рекомендуется:

– провести первоначальный анализ внешней среды (следует оценить влияние социальных, политических, экономических, культурных и научных факторов на возможность функционирования частного медицинского учреждения);

– изучить позицию потребителей медуслуг;

– провести анализ предлагаемых видов медуслуг, аспектов отказа от устаревших технологий;

– произвести разработку концепции внедрения новых услуг;

– рассмотреть вопрос совершенствования порядка предоставления подобных медицинских услуг;

– разработать систему ценовой политики: например, заложить возможность предоставления тех же скидок или кредитов.

Завершая изучение данного вопроса, отметим, что конкурентоспособность является все-таки понятием субъективным, которое зависит от ряда условий, например цены, зависимости спроса от цены, факторов предоставления медицинской услуги пациенту, состояния рынка медуслуг в субъекте. Если цены будут завышенными, а количество медицинских учреждений будет большим, то тогда, думается, нет никаких вариантов для получения дополнительной прибыли на данной территории.

Язык статьи:
Действия с выбранными: