Статья поступила 10.08.2025. Принята к печати 17.08.2025.
Модератор первой секции форума Д.И. Кабалинский отметил, что академические рейтинги пользуются все большей популярностью, но они не так безвредны, как кажется. Хороший рейтинг так или иначе задает определенную модель университета, которую составители рейтингов считают идеальной и университеты начинают невольно подстраиваться под эту модель. Но никто не сказал, что эта модель правдива и должна подходить для всех университетов.
— Создание рейтингов — дело тонкое и мы стараемся быть открытыми при их составлении, советоваться с представителями университетов, подчеркнул Д.И. Кабалинский, приглашая к дискуссии участников форума.
В.А. Баган, проректор по научной работе МФТИ, обозначил, что могут и что не могут измерить рейтинги университетов:
— Моя гипотеза, что международный рейтинг — это такой костюм, который вы на себя примеряете и ваша позиция — это то, насколько этот костюм вам подходит. Сейчас ситуация такая, что даже 100-процентное попадание в этот костюм, не застрахует вас от того, что вы окажетесь на космической станции в красивом смокинге. И выбор модели университета сейчас про то, куда мы действительно хотим прийти.
Международные рейтинги предлагают модель, которая не подходит российским университетам. Они основаны на объективных и субъективных показателях, доступных на глобальном уровне. Среди них — опросы международных экспертов, которые QS придает значительно больший вес, чем мнениям отечественных специалистов. Также учитываются публикации в международных журналах, отражающие достижения в фундаментальной науке. Важным критерием является объем привлеченного финансирования, а также доля иностранных преподавателей и студентов.
Что не меряют рейтинги: качество абитуриентов, востребованность выпускников в стране, влияние университета на развитие страны. У нас на национальном уровне у нас такая метрика есть.
Некоторые страны начали ориентироваться на национальные рейтинги и отказались от международных. Это связано с законом Гудхарта: когда мера становится целью, она теряет свою эффективность, потому что люди начинают манипулировать ею.