По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2006-04

Конкурентоспособность в эпоху глобальной цифровизации

Смирнов Евгений Николаевич д-р экон. наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 99, e-mail: smirnov_en@mail.ru

В условиях цифровизации в мире наблюдается обострение конкуренции, ведущее к существенной трансформации международного бизнеса и изменению стратегий развития глобальных цифровых платформ на мировом рынке. В статье проанализированы и обобщены сложившиеся подходы к конкуренции и антимонопольной политике в условиях «платформизации» мирового хозяйства и ее воздействия на международную экономическую динамику.

Литература:

1. Алейникова И. С., Евтюхов С. А., Лукьянов С. А. Определение входных барьеров в экономической теории и практике антимонопольной политики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. — 2011. — Т. 11. — № 2. — С. 105–110.

2. Атурин В. В., Мога И. С., Смагулова С. М. Управление цифровой трансформацией: научные подходы и экономическая политика // Управленец. — 2020. — Т. 11. — № 2. — С. 67–76.

3. Кириллов В. Н. Вопросы повышения результативности функционирования национальной инновационной системы: монография. — М.: Деловой мир, 2012. — 148 с.

4. Лукьянов С. А. Детерминирование входных барьеров как важнейшей динамической характеристики отрасли // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2006. — № 2 (14). — С. 33–39.

5. Мировые рынки товаров и услуг в современных условиях: теоретические аспекты и практика функционирования: монография / Колл. авторов. — М.: Эдитус, 2018. — 340 с.

6. Стратегии развития международного менеджмента в условиях глобализации: колл. монография. — Ставрополь: Логос, 2019. — 301 с.

7. ЮНКТАД. Вопросы конкуренции в цифровой экономике. Записка секретариата ЮНКТАД, TD/B/C.I/CLP/54, ЮНКТАД, Женева, 10–12 июля. — 2019. — 18 с.

8. Brynjolfsson E., McAfee A., Sorell M., Zhu F. Scale without Mass: Business Process Replication and Industry Dynamics // Harvard Business School Technology & Operations Mgt. Unit Research Paper. — 2007. — № 07-016. — 46 p.

9. Calligaris S., Criscuolo C., Marcolin L. Markups in the digital era, OECD Science // Technology and Industry Working Papers, OECD Publishing, Paris. — 2018. — № 2018/10. — 26 p.

10. Candeub A. Behavioural economics, Internet search and antitrust. I/S: A Journal of Law and Policy for the Information Society. — 2014. — Vol. 9 (3). — Р. 407–434.

11. Crémer J., De Montjoye Y.-A., Schweitzer H. Competition Policy for the Digital Era. Report to the European Commission, Brussels, April. — 2019. — 128 p.

12. Dayen D. Big tech: The new predatory capitalism. The American Prospect, 26 December. 2017 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://prospect.org/health/big-technew-predatory-capitalism/ (дата обращения: 10.04.2020).

13. De Backer K., Flaig D. The future of global value chains: Business as usual or ‘a new normal’?, OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, OECD Publishing, Paris, July. — 2017. — № 41— 58 p.

14. Ezrachi A., Stucke M. E. Virtual Competition // Journal of European Competition Law & Practice. — 2016. — Vol. 7. — № 9. — Р. 585–586.

15. Gestrin M., Staudt J. The Digital Economy, Multinational Enterprises and International Investment Policy, OECD Publishing, Paris. — 2018. — 28 p.

16. Hee A. L., Guillet B. D., Law R. An Examination of the Relationship between Online Travel Agents and Hotels: A Case Study of Choice Hotels International and Expedia.com // Cornell Hospitality Quarterly. — 2012. — Vol. 54 (1). — Р. 95–107.

17. Khan L. Amazon’s antitrust paradox // The Yale Law Journal. — 2017. — Vol. 126 (3). — Р. 710–805.

18. Miller R. The Top 100 BestPerforming Companies In The World, 2019, Ceoworld Magazine, June 28. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ceoworld.biz/2019/06/28/ the-top-100-best-performingcompanies-in-the-world-2019/ (дата обращения: 11.04.2020).

19. OECD Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 — 2015 Final Report, OECD/G20 Base Erosion and Profi t Shifting Project, OECD Publishing, Paris. — 2015. — 285 p.

20. OECD. Data-Driven Innovation: Big Data for Growth and Well-Being. OECD Publishing, Parisю. — 2015. — 454 p.

21. OECD. Tax Challenges Arising from Digitalisation — Interim Report 2018: Inclusive Framework on BEPS, OECD/G20 Base Erosion and Profi t Shifting Project, OECD Publishing, Paris. — 2018.

22. OECD. Going Digital Integrated Policy Framework, OECD Digital Economy Papers. OECD, Paris, February. — 2020. — № 292. — Р. 66.

23. Piff aut H. Platforms, a call for data-based regulation, CPI Antitrust Chronicle, May. — 2018. — Р. 10–17.

24. Rochet J.-C., Tirole J. Two-Sided Markets: A Progress Report // Rand Journal of Economics. — 2006. — Vol. 37 (3). — Р. 645–667.

25. UNCTAD. World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy, United Nations Conference on Trade and Development, N.Y. & Geneva. — 2017. — 238 p

Цифровые технологии трансформируют среду международной конкуренции фирм, а также международной торговли и трансграничных инвестиций. Открытость рынка форсирует цифровизацию, создавая благоприятную для бизнеса среду, позволяющую иностранным и отечественным фирмам конкурировать на равных [22, c. 42] без чрезмерных ограничений. Цифровые технологии и открытый (нефрагментированный) Интернет глубоко воздействуют на международную торговлю посредством снижения издержек, создавая также новые возможности для развития международного обмена; содействуют координации в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС), открывая при этом новые ГЦСС с новыми бизнес-моделями и игроками; интенсифицируют трансграничный трансферт технологий; обеспечивают взаимосвязанность компаний и потребителей во всем мире.

Посредством информационных технологий и международных электронных передач фирмы получают возможность более быстрого и комплексного копирования собственных инноваций в бизнес-процессах, внедрения лучших практик в своей организации, таким образом «масштабируясь без массы». Согласно теории репликации бизнес-процессов с использованием информационных технологий, это может обусловить высокую концентрацию и гиперконкурентность, поскольку новаторы могут использовать собственные лучшие практики, чтобы быстро завоевать долю рынка. Однако у некоторых компаний получается быстрее оторваться от других и таким образом вытеснить ведущие фирмы [8, c. 23]. Компании будут стремиться удержать свои инновационные разработки и усилить их отдачу, однако, поскольку конкуренты также будут ожидать усиленных инноваций, любые конкурентные преимущества могут быть временными (англ. — temporary advantage). Это обусловливает необходимость гибкого проектирования более гибких структур. Инвестиции в технологии повышают вероятность опережения фирмами своих конкурентов, однако если в 1990-е гг. такие капиталовложения охватывали системы ресурсного планирования (ERP), управления цепочками поставок (SCM), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), то сегодня, под воздействием цифровизации, акценты приобретения и удержания конкурентных преимуществ существенно смещаются в сторону использования аналитики больших данных, машинного обучения и технологий искусственного интеллекта.

Для Цитирования:
Смирнов Евгений Николаевич, Конкурентоспособность в эпоху глобальной цифровизации. Международная экономика. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: