Сложившаяся к настоящему времени многоуровневая система профессионального образования создает конкурентную среду, которая в свою очередь стимулирует учебные заведения к совершенствованию организационно-технического, научнометодического и информационно-аналитического сопровождения образовательного процесса, модернизации содержания образования и педагогических технологий. В данном случае мы говорим не только о повышении конкурентоспособности отдельного вуза, но и о росте качества подготовки специалистов вообще, что крайне важно для работодателя и в целом для динамично развивающейся отечественной экономики.
Сегодня существует высокая потребность общества в повышении уровня и качества образования, в стремлении индивидуума к профессиональному росту, самосовершенствованию и непрерывному образованию, поскольку он также находится в условиях конкурентной среды на рынке труда. Следует отметить, что это согласуется с идеями Болонской декларации в части организации образовательного процесса, где основное место уделяется личностно-ориентированному образованию, направленному на формирование компетентности в сфере профессиональной деятельности и устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни, созданию учебной и профессиональной мобильности [1].
К настоящему моменту в экономической теории сформирован ряд определений, раскрывающих понятия конкурентоспособности и конкуренции. Так, конкуренция на рынке образовательных услуг представляет собой соперничество между субъектами рынка за лучшие условия реализации и потребления образовательных услуг [2]. Под конкурентоспособностью понимается свойство системы, объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [3]. По мнению некоторых исследователей, c начала нового тысячелетия конкурентная среда в сфере высшего образования сформировалась не только в мегаполисах, но и в провинции.
Следует отметить, что конкурентоспособность вуза описывается совокупностью показателей, которые характеризуют способность его своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Другими словами, судить об уровне конкурентоспособности вуза можно только на том временном интервале, в котором реализуются определенные образовательные услуги, соответствующие конкретному уровню развития экономики и конкретным рынкам труда [4]. Конкурентоспособность требует от руководства вузов постоянной и планомерной работы по ее поддержанию на необходимом уровне, обеспечивающем эффективное функционирование учебного заведения.