По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Конкурентоспособность инженерных вузов

Винокурова Евгения Вячеславовна директор Научно-методического центра «Инженерное образование» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, г. Москва
Галиновский Андрей Леонидович доктор педагогических наук, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва
Хапаева Светлана Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Москва
Моисеев Валерий Александрович кандидат технических наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва

Статья посвящена проблеме повышения конкурентоспособности технических университетов с акцентом на уровень магистерской подготовки обучающихся. У современной молодежи открываются широкие возможности для продолжения обучения в магистратуре, связанные со сменой учебного заведения, корректировкой образовательной траектории. Задача технических университетов состоит в создании такого уровня конкурентоспособности, который обеспечивал бы хорошую конкурсную ситуацию, аккумулировал в своих стенах лучших студентов. Показаны факторы и пути повышения уровня конкурентоспособности.

Литература:

1. Андреев А. Л. Российское образование в глобальной системе координат: свертывание пространства развития // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. — 2004. — № 2 (32).

2. Сухочев В. И. Конкуренция на рынке образовательных услуг: теоретические и практические аспекты // Известия Оренбургского государственного аграрного ун-та. — 2006. — вып. № 12–1, том 4. — С. 152–156.

3. Третьякова И. В. Конкурентоспособность современного образования // Образование в информационную эпоху: Сб. науч. статей. — Ярославль, 2001. — С. 83.

4. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. — М., 2002. — С. 91.

5. Афанасьев В.Я. Методический подход к обоснованию бюджетного финансирования научно-исследовательской деятельности вузов // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник университета (ГУУ)» — 2012. — № 16 — С. 5–9.

6. Липкина Е. Д. Конкуренция на рынке высшего экономическогообразования // Проблемы современной экономики. — 2002. — № 3 (19).

7. Фатхутдинов Р. Управление конкурентноспособностью вуза // Высшее образование. — 2006. — № 9. — С. 31.

8. Яшина Г. Проблема инженерных кадров в России и пути ее решения [Электронный ресурс] URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/183111 (Дата обращения: 28.02.2015).

9. Полищук Л. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Теоретические и прикладные исследования [Электронный ресурс] URL: www.hse.ru/data/998/611/1237/Polys4uk [1].pdf (Дата обращения: 20.02.2015).

10. Кутейницына Т. Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций // Современные исследования социальных проблем. — 2011. — Вып. № 4, том 8.

11. Асаул А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики — СПб.: Гуманистика, 2007.

12. Апенько С. Н. Бакалавры и магистры: новое в образовании и на рынке труда // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2009. — № 2. — С. 14–18.

13. Хасия Т. В. Компетентностный подход: инновационные технологии в подготовке компетентных специалистов // Молодой ученый. — 2011. — № 12. — Т. 2. — С. 150–151.

14. Скоробогатова В. И. Признание иностранных дипломов в контексте адаптации и интеграции иммигрантов в Российской Федерации // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». — № 4–2014. — С. 61–68.

15. Екшикеев Т. К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4 (32).

16. Ковалев А. В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста — гарант качества профессионального образования // Материалы Всероссийской конференции «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 23–24 апреля 2008 г. — М.

17. Шишкина Е. С. Факторы, влияющие на повышение конкурентноспособности выпускников вузов //Основы экономики, управления и права. — 2013. — Вып. № 5 (11). — С. 55–61.

Сложившаяся к настоящему времени многоуровневая система профессионального образования создает конкурентную среду, которая в свою очередь стимулирует учебные заведения к совершенствованию организационно-технического, научнометодического и информационно-аналитического сопровождения образовательного процесса, модернизации содержания образования и педагогических технологий. В данном случае мы говорим не только о повышении конкурентоспособности отдельного вуза, но и о росте качества подготовки специалистов вообще, что крайне важно для работодателя и в целом для динамично развивающейся отечественной экономики.

Сегодня существует высокая потребность общества в повышении уровня и качества образования, в стремлении индивидуума к профессиональному росту, самосовершенствованию и непрерывному образованию, поскольку он также находится в условиях конкурентной среды на рынке труда. Следует отметить, что это согласуется с идеями Болонской декларации в части организации образовательного процесса, где основное место уделяется личностно-ориентированному образованию, направленному на формирование компетентности в сфере профессиональной деятельности и устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни, созданию учебной и профессиональной мобильности [1].

К настоящему моменту в экономической теории сформирован ряд определений, раскрывающих понятия конкурентоспособности и конкуренции. Так, конкуренция на рынке образовательных услуг представляет собой соперничество между субъектами рынка за лучшие условия реализации и потребления образовательных услуг [2]. Под конкурентоспособностью понимается свойство системы, объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [3]. По мнению некоторых исследователей, c начала нового тысячелетия конкурентная среда в сфере высшего образования сформировалась не только в мегаполисах, но и в провинции.

Следует отметить, что конкурентоспособность вуза описывается совокупностью показателей, которые характеризуют способность его своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Другими словами, судить об уровне конкурентоспособности вуза можно только на том временном интервале, в котором реализуются определенные образовательные услуги, соответствующие конкретному уровню развития экономики и конкретным рынкам труда [4]. Конкурентоспособность требует от руководства вузов постоянной и планомерной работы по ее поддержанию на необходимом уровне, обеспечивающем эффективное функционирование учебного заведения.

Для Цитирования:
Винокурова Евгения Вячеславовна, Галиновский Андрей Леонидович, Хапаева Светлана Сергеевна, Моисеев Валерий Александрович, Конкурентоспособность инженерных вузов . Юрист ВУЗа. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: