В работе медицинских учреждений закупочная деятельность, направленная на обеспечение оказания медицинских услуг оборудованием, лекарствами, расходными материалами, происходит в соответствии с конкурсной процедурой определения поставщиков и выбора контрагентов. Сегодня приобретает ключевое значение оперативное и в необходимом объеме обеспечение потребностей учреждений здравоохранения, которые гарантируют качественное и доступное оказание медицинских услуг.
Требования к осуществлению таких закупок установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), а также Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Контрактное законодательство предъявляет повышенные требования к составу участников, их правовому положению, возможной зависимости участников, влияющей на объективность закупки, конфликту их интересов.
Вместе с тем и на практике возникают сомнения в добросовестности участников закупки, их объективной независимости, что зачастую вызвано непониманием представителями сторон правовой природы контрактных отношений. Например, в рамках национального проекта исполнитель должен привлекать в качестве соисполнителя на 25% цены госконтракта субъекта малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). Соответствующий соисполнитель из числа МСП был найден, привлечен к работе и согласован с заказчиком.
На стадии заключения договора у исполнителя возникли сомнения относительно правового положения соисполнителей (основного и МСП), что поставило под вопрос добросовестность участия этого субъекта МСП в исполнении госконтракта. Рассматривая правоустанавливающую документацию, было обнаружено, что соисполнитель МСП находится по одному адресу с другим основным соисполнителем. Только на этом основании был сделан необоснованный вывод об аффилированности соисполнителей, что, по мнению исполнителя, запрещено законодательством и может создать дополнительные риски коррупции.