Города строятся для того, чтобы в них могли жить люди. Вот только далеко не всегда им в них удобно и комфортно. Зачастую верх берут застройщики, которые делают так, как выгодно им. Это вызывает массовое недовольство жителей, отъезд их в другие районы и даже регионы. О том, как решить эту проблему, задумываются повсеместно. В России тоже существуют соответствующие механизмы, но, как показывает практика, пока они действуют не так эффективно, как это замышлялось. Между тем ситуацию надо выправлять, и чем быстрее это случится, тем будет лучше для всех.
В России в течение 10 лет существенно возрос уровень градостроительной конфликтности. Так считает Татьяна Полиди, исполнительный директор фонда «Институт экономики города». Актуальность этой темы только возрастает в связи со значительным увеличением судебных споров по градостроительным вопросам за последние три года практически во всех крупнейших агломерациях России. Так, в Москве индекс конфликтности, то есть количество градостроительных споров, к численности населения вырос в три раза, а в целом ежегодно их число увеличивается более чем в два раза. И есть все основания считать, что подобных конфликтов будет еще больше. Это связано с принятием закона «О комплексном развитии территорий», когда начнут активней застраивать уже освоенные площадки. Без механизма снижения накала противостояния и поиска консенсуса между девелоперами и жителями обойтись будет трудно.
Институт публичных слушаний на сегодняшний день единственный официальный инструмент снижения конфликтности и вовлечения граждан в принятие важнейших градостроительных решений. Вопрос в том, как он работает и какова его эффективность.
Фонд «Институт экономики города» провел исследование о состоянии этого института в крупнейших мегаполисах страны. Как говорит один из авторов этой работы Евгений Игуменов, в разных городах существует разный подход к функционированию этого института, но есть и общие черты. Так, публичные слушания чаще всего происходят в отношении проектов землепользовании и застройки. Другие темы рассматриваются редко.