По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331

Компонентное совершенствование подвижного состава автомобильного транспорта

В. А. Грушников канд. техн. наук, ВИНИТИ РАН, г. Москва, E-mail: mach04@viniti.ru

Такие главные потребительские свойства автомобильных колесных транспортных средств, как безопасность (активная и пассивная) и комфортабельность, в первую очередь, определяются не только конструктивно-технологической оптимизацией, закладываемой на этапах исследования и проектирования, но и выбором совершенных компонентов бортовых систем

Литература:

1. Wang M., Liu J., Zhang H., Gan L., Xu X., He J., Chen S. Vehicle rollover warning system based on TTR method with inertial measurement // Measurement Science and Technology. 2022, Vol. 33, №1. P. 151-160.

2. Hartlieb S., Boguslawski M., Haist T., Reichelt S. Holographical image based vibrometry with monochromatic and event based cameras // Proceedings of SPIE. 2022, Vol. 121. P. 113-120.

3. Song Y., Lu H., Li Z., Yan B., Meng J., Lian J. Constant partial frequency and constant height design of nonlinear commercial vehicle bionic suspensions // Zhongguo jixie gongcheng, 2023, Vol. 34, №1. P. 84-91.

4. Zhao Y., Yang Y., Wu X., Tao X. Research on accurate modeling and control for pneumatic electric braking system of commercial vehicle based on multi-dynamic parameters measurement // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Pt D. 2023. Vol. 237, №4. P. 803-815.

5. Komura H., Masahiro O. Development of robust braking controller for autonomous vehicles to achieve any ride comfort performance // Artificial Life and Robotics. 2023, Vol. 28, №2. P. 418-424.

6. Liu R., Liu H., Han L., He P., Zhang Y. A multi-objective regenerative braking control strategy combining with velocity optimization for connected vehicles // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Pt D. 2023, Vol. 237, №6. P. 1465-1474.

7. Duan S.-C., Sun J., Bai X.-X., Hung N.Q., Si Z.-Y., Li W.-H., Liu Y. Principle design and control of a brake-by-wire actuator featuring magnetorheological clutch // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Pt D. 2023, Vol. 237, №4. P. 793-802.

8. Screw compressor for a utility vehicle. Hebrard G., Mareseot J.-B., Mellar J., Weinhold T. KNORR-BREMSE Systeme für Nutzfahrzeuge Patent US 11578723. IPC F04C 18/16 (2006.01), F04C 18/08 (2006.01). Filed 19.09.2017, Appl. 14.02.2023.

Среди большого перечня потребительских свойств, интересующих автолюбителей при выборе личного автомобиля, — в первую очередь — конечно же, цена, стоимость эксплуатации, скоростная динамика в виде максимальной скорости и времени достижения рубежных (100 км/ч, 200 км/ч и т. п.) скоростных порогов, удельное потребление топлива на 100 км и запас автономного хода. Внимание специалиста по коммерческой эксплуатации автомобильного подвижного состава привлекут технико-экономические показатели более широкой номенклатуры, характеризующие особенности его использования в определенных условиях реализации по конкретным назначениям. Но и тому и другому, несомненно, не в последнюю очередь, интересны закладываемые на этапах исследования, проектирования и изготовления параметров механической безопасности — активной, определяемой совершенством бортовых систем предотвращения столкновений, и пассивной — снижения или, как идеальный результат, полного устранения тяжести дорожнотранспортного травматизма последствий этих опасных событий. И в том и другом случае эффективность этих мероприятий зависит не только от оптимизационных конструктивнотехнологических компоновочных решений, но и от выбора компонентов используемых бортовых систем.

В большом ряду влияющих на активную безопасность автомобильного подвижного состава бортовых систем и их компонентов и, без преувеличения, определяющих ее — несколько технических устройств, функциональность которых определяется многими основными и вспомогательными факторами. Не последнее место среди них занимает подвеска колес и тормозная система. Именно они обеспечивают устойчивость при скоростном динамичном движении, главным образом и в первую очередь, по криволинейной траектории с предотвращением бокового опрокидывания и предотвращение столкновений за счет сохранения необходимой дистанции между автомобилями в плотных и интенсивных транспортных потоках, соответственно.

Влиянию подвески колес автомобильного подвижного состава на активную безопасность, вообще, и эффективности предотвращения его опрокидывания из-за потери боковой устойчивости, в первую очередь и главным образом, в частности, на криволинейной траектории движения посвящено много тематических исследований. Среди них особое место по конкретизации условий эксплуатации и предотвращению опасных ситуаций занимает исследование, проведенное сотрудниками Технологического факультета Пекинского лесного университета. По его результатам китайскими специалистами в области транспортной безопасности представлены обоснованные экспериментами выводы по эффективности мероприятий по предупреждению переворачивания колесных вездеходов. Алгоритм предупреждения о времени до опрокидывания изучался [1] с использованием в реальном времени по динамике угла крена автомобиля и угловой скорости крена в качестве входных переменных, а коэффициент передачи поперечной нагрузки использовался в качестве показателя определения вероятности опрокидывания.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Компонентное совершенствование подвижного состава автомобильного транспорта. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: