Среди большого перечня потребительских свойств, интересующих автолюбителей при выборе личного автомобиля, — в первую очередь — конечно же, цена, стоимость эксплуатации, скоростная динамика в виде максимальной скорости и времени достижения рубежных (100 км/ч, 200 км/ч и т. п.) скоростных порогов, удельное потребление топлива на 100 км и запас автономного хода. Внимание специалиста по коммерческой эксплуатации автомобильного подвижного состава привлекут технико-экономические показатели более широкой номенклатуры, характеризующие особенности его использования в определенных условиях реализации по конкретным назначениям. Но и тому и другому, несомненно, не в последнюю очередь, интересны закладываемые на этапах исследования, проектирования и изготовления параметров механической безопасности — активной, определяемой совершенством бортовых систем предотвращения столкновений, и пассивной — снижения или, как идеальный результат, полного устранения тяжести дорожнотранспортного травматизма последствий этих опасных событий. И в том и другом случае эффективность этих мероприятий зависит не только от оптимизационных конструктивнотехнологических компоновочных решений, но и от выбора компонентов используемых бортовых систем.
В большом ряду влияющих на активную безопасность автомобильного подвижного состава бортовых систем и их компонентов и, без преувеличения, определяющих ее — несколько технических устройств, функциональность которых определяется многими основными и вспомогательными факторами. Не последнее место среди них занимает подвеска колес и тормозная система. Именно они обеспечивают устойчивость при скоростном динамичном движении, главным образом и в первую очередь, по криволинейной траектории с предотвращением бокового опрокидывания и предотвращение столкновений за счет сохранения необходимой дистанции между автомобилями в плотных и интенсивных транспортных потоках, соответственно.
Влиянию подвески колес автомобильного подвижного состава на активную безопасность, вообще, и эффективности предотвращения его опрокидывания из-за потери боковой устойчивости, в первую очередь и главным образом, в частности, на криволинейной траектории движения посвящено много тематических исследований. Среди них особое место по конкретизации условий эксплуатации и предотвращению опасных ситуаций занимает исследование, проведенное сотрудниками Технологического факультета Пекинского лесного университета. По его результатам китайскими специалистами в области транспортной безопасности представлены обоснованные экспериментами выводы по эффективности мероприятий по предупреждению переворачивания колесных вездеходов. Алгоритм предупреждения о времени до опрокидывания изучался [1] с использованием в реальном времени по динамике угла крена автомобиля и угловой скорости крена в качестве входных переменных, а коэффициент передачи поперечной нагрузки использовался в качестве показателя определения вероятности опрокидывания.