Органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа наделены полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, в том числе вопросов, связанных с функционированием управляемого ими муниципального образования. Для решения этих вопросов требуются собственные финансы, т. е. местный бюджет.
К доходам бюджетов муниципальных образований в соответствии со ст. 47 Бюджетного кодекса РФ относятся:
— налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
— неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
— доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений (субсидий, дотаций), за исключением субвенций.
Налоговые доходы включают в себя местные налоги и налоговые отчисления. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор [1].
Примером неналоговых доходов могут служить арендные платежи, доходы от приватизации, от продажи земельных участков, доходы от деятельности муниципальных унитарных предприятий, доходы от казенных предприятий и штрафы.
Субсидия предоставляется в качестве финансовой помощи и обладает целевым назначением, установленным муниципальным образованием. Дотация носит безвозмездный и безвозвратный характер.
Субвенция выделяется на определенный срок на цели, заданные вышестоящим уровнем власти (региональным и/или федеральным), и подлежит возврату в случае использования не по целевому назначению. Именно поэтому ее нельзя отнести к источникам дохода местного бюджета.
На диаграммах 1 и 2 представлены структура и процентное соотношение источников доходов местного бюджета [3, 4].
Диаграммы показывают, что местные налоги составляют малую часть бюджетов органов местного самоуправления. Очевидно, что эффективность деятельности органов местного самоуправления во многом зависит от увеличения в их бюджетах доли и веса местных налогов.