Жизнеустройство — создание населению необходимых условий жизни, быта [1, c. 188]. Комплексное жизнеобустройство — создание населению, проживающему на сельских территориях, в сельских населенных пунктах, необходимых социально-экономических условий жизни и быта с обеспечением жильем, услугами общественных учреждений в переделах нормативной пешеходной и транспортной доступности (см. рисунок).
В годы плановой экономики в стране была поставлена и успешно решалась проблема достижения относительно равномерного расселения населения по территории: на отдаленных территориях с наличием природных ресурсов строились заводы, фабрики, создавались дополнительные рабочие места, развивалась инфраструктура жизнеустройства (г. Норильск, возрождение Нечерноземной зоны, освоение целинных земель, проводилось комплексное землеустройство и другие примеры). Комплексно жизнеустроены лишь отдельные центральные поселения. Однако нахлынувшая перестройка с реформой нарушили этот крайне необходимый процесс социально-экономического развития страны.
К настоящему времени в стране сложилась крайне неравномерная, агломеративного типа система расселения населения с концентрацией трудовых ресурсов в крупнейших и больших населенных пунктах и малозаселенностью, опустением и заброшенностью больших площадей, ранее возделывающихся, земельных угодий в отдалении от центров расселения, в глубинке. Проблемы обустройства сельских поселений с тревогой обсуждаются с высоких трибун и в самих сельских поселениях. С этим созвучна статья председателя колхоза Белогорье из Ровенского района Белгородской области В.П. Кобыльника, «Страна прощается с деревней», опубликованная в газете «Сельская жизнь». Вот несколько тревожных строк из его статьи: «Село вымирает. В основном там живут пенсионеры. Оставшаяся трудоспособная часть населения сел сидит без работы или ездит на заработки в города. Много школ, детских садов, ФАПов, домов культуры закрыто. В школах, которые остались, в основном на центральных усадьбах, там, где имеются сельские администрации, в классах учатся в основном по 1–5 человек. Двадцать лет назад в классах было по 10 и более школьников. Что будет через 10 лет со школами нетрудно понять. Их просто закроют. Животноводческие фермы, а на них в большинстве трудились жители сел, развалены. Там, где построены птичники, животноводческие комплексы, которые в основном далеки от населенных пунктов, с каждым годом обостряется проблема кадров».