Молочное скотоводство – динамично развивающаяся отрасль агропромышленного комплекса Российской Федерации. На сегодняшний день ее рентабельность зависит от множества факторов экономического, технологического, природно-климатического и социального характера [7].
Одной из наиболее важных задач, решение которой позволяет сохранять на высоком уровне эффективность производства молока, является ветеринарное обеспечение деятельности промышленных молочных комплексов [8].
Высокая продуктивная нагрузка на дойных коров в современных условиях, часто превышающая их физиологические возможности, в совокупности с концентратными рационами, бедными клетчаткой, и отсутствие достаточного моциона негативно отражаются на метаболическом и иммунном статусе, следствием чего является повышенный риск заболеваемости и снижение сроков эксплуатации животных [4].
У молочного скота одним из органов, наиболее подверженных негативному воздействию эндогенных и экзогенных факторов, является молочная железа. Маститы коров повсеместно распространены и наносят огромный экономический ущерб молочному скотоводству, являясь одной из главных причин преждевременной выбраковки животных, сокращения сроков их эксплуатации, снижения качества и количества получаемой продукции [1, 5].
В основе патогенеза данного заболевания лежит воспалительный процесс, возникающий на фоне контаминации патогенными микроорганизмами, механических и химических поражений, нарушения технологии доения, также отмечается идиопатическое происхождение [10].
В работах отечественных и зарубежных ученых имеются сведения, подтвержденные экспериментальным путем, указывающие на то, что в числе этиологических факторов в развитии мастита может выступать нарушение свободнорадикального баланса в организме животных [2, 6].
Имеются подтверждения тому, что свободные радикалы играют негативную роль в возникновении и течении воспалительного процесса. Установлено, что воспалительные заболевания протекают на фоне увеличения концентрации в организме свободнорадикальных метаболитов, а также отмечен положительный эффект от применения антиоксидантных средств при их терапии [2, 3, 11, 12].