Проблема загрязнения водоемов является одной из важнейших технических, эколого-биологических и социальных проблем мегаполисов и населенных мест. В связи с постоянно повышающимися требованиями к охране окружающей среды необходимо значительно снизить сбросы вредных веществ в водные объекты.
В городах, где имеется канализационная сеть для отведения поверхностных вод, стоки собираются дождеприемниками и организованно отводятся с территории населенного пункта. Там, где нет дождевой сети, поверхностные сточные воды удаляются по рельефу местности в нижерасположенные места: овраги, реки и т. д.
Так, на железнодорожных путях, станциях и перегонах, в частности на железнодорожных станциях Самары, не предусмотрены сбор и отведение поверхностных сточных вод. Таким образом, поверхностные сточные воды, образующиеся на железнодорожном полотне, отводятся по рельефу местности и попадают в ближайшие водные объекты: водохранилища, реки, озера и в горизонты подземных вод.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить существующие методы сбора и отведения поверхностного стока с железнодорожных путей, методики расчета расхода поверхностных сточных вод и методы, позволяющие снизить объем воды, проникающий в балласт железнодорожного пути;
— разработать классификацию загрязненности балласта железнодорожных путей с определением граничных значений для каждой категории загрязненности балласта;
— определить концентрации загрязняющих веществ в поверхностном стоке с железнодорожных путей, а также закономерности их изменения в зависимости от категории загрязненности балласта железнодорожного пути;
— разработать методику отбора проб загрязненного балласта для определения параметров загрязненности железнодорожных путей;
— уточнить коэффициенты стока применительно к балластной призме железнодорожного пути и определить зависимость изменения коэффициента стока от категории загрязненности балласта железнодорожного пути;