Автоматизация управления начала внедряться еще в СССР, в форме так называемых автоматизированных систем управления предприятиями (АСУ или АСУП) [1–5]. В 1970-е и первой половине 1980-х годов АСУ активно разрабатывались и внедрялись на многих крупных и средних предприятиях. Их созданием занимались многие специализированные отраслевые научно-исследовательские институты, а ряд предприятий разрабатывал подобные системы для себя самостоятельно.
Первые АСУ были реализованы на так называемых «больших ЭВМ», так называемых «мейнфреймах», и предназначались для автоматизации некоторых трудоемких рутинных вычислительных и информационных процессов (ведение нормативно-справочной базы данных, планирование производственных и людских ресурсов, учет движения кадров, расчет заработной платы и т.п.). Экономический эффект от внедрения АСУ и срок окупаемости установленного оборудования и программного обеспечения рассчитывались, как правило, исходя из показателей снижения трудоемкости обработки информации и высвобождения персонала.
В рыночных условиях экономика предприятий стала перестраиваться, и прежние АСУ потребовали обновления, что оказалось невозможным. Эти громоздкие системы, написанные, как правило, на языке низкого уровня, также не смогли конкурировать с программами небольших российских фирмразработчиков бухгалтерских программ и зарубежными системами. Поэтому автоматизация учета и управления в России пошла по пути разработки массовых локальных финансово-учетных программ.
С развитием кооперативного движения и постепенным распространением персональных компьютеров в России разработка АСУ на прежней платформе стала не актуальной. На первый план вышли задачи локальной автоматизации, прежде всего в сфере бухгалтерского учета, и вплоть до 1995 года основная доля спроса приходилась на специализированные бухгалтерские программы. Этому способствовала запутанность законодательства и трудоемкость выполнения учетных процедур на предприятиях, не имеющих возможность содержать большой штат бухгалтеров, с одной стороны, отсутствие практики использования бухгалтерских услуг внешних организаций, с другой. Все эти факторы предопределили высокую потребность в автоматизации прежде всего функций учета и составления отчетности. Относительная легкость и небольшие сроки освоения подобных систем в сочетании со сравнительно небольшой ценой сделали их достаточно популярными не только в сфере малого бизнеса, но и на многих средних по величине предприятиях.