По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.2:613.955

Комплексная оценка калорийности и продуктового набора школьных рационов в разрезе аутсорсеров города Уфы

Поварго Елена Анатольевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа, e-mail: elena.povargo@mail.ru
Степанов Евгений Георгиевич канд. мед. наук, руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, главный государственный санитарный врач по Республике Башкортостан, г. Уфа, email: doctorse@mail.ru
Ахметшина Римма Асхатовна начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, г. Уфа, e-mail: rpnrb@02rospotrebnadzor.ru
Сагинбаев У. Р. ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа
Воскресенская Е. К. ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа

В статье приводятся результаты исследования калорийности и продуктового набора рационов школьного питания образовательных организаций, обслуживаемых различными аутсорсерами г. Уфы. Проведен сравнительный анализ полученных результатов лабораторных исследований с нормативами СанПиН 2.4.5.2409–08, МР 2.3.1.2432–08. Выявлено нарушение калорийности и продуктового набора рационов, избыточное использование хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий при одновременном дефиците свежих овощей, фруктов, мяса и мясопродуктов.

Литература:

1. Безрукова А.Э., Бочкарева С.Ю. К вопросу о прокурорском надзоре за исполнением законодательства об отдыхе и оздоровлении несовершеннолетних // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». — 2018. — № 5(21).

2. Горелова Ж.Ю., Рапопорт И.К. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся // Гигиена и санитария. — 2009. — № 2. — С. 60–61.

3. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в городе Уфа Республики Башкортостан в 2017 году / Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Уфа, 2017. — Режим доступа: http://02.rospotrebnadzor.ru/

4. Конь И.Я., Волкова Л.Ю. Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы // Санитарный врач. — 2007. — № 12. — С. 27–28.

5. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Звездина И.В. Программный подход к обеспечению детей овощами и фруктами в школе // Российский педиатрический журнал. — 2014. — № 3. — С. 51–53.

6. Макеева А.Г., Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формирование основ культуры питания у детей и подростков — методические аспекты // Вопросы детской диетологии. — 2013. — Т. 11. — №

2. — С. 44–47.

7. Онищенко Г.Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений // Здоровье населения и среда обитания. — 2009. — № 9. — С. 4–5.

8. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия. № 96. — Режим доступа: http://www. euro.who.int/ru/publications/abstracts/food-and-health-in-europe-a-new-basis-for-action.

9. Сагинбаев У.Р., Воскресенская Е.К. Доля пищевых веществ и энергии школьного питания в суточном рационе детского населения // Вестник БГМУ. — 2018. — Приложение 3. — С. 806–809.

10. Тапешкина Н.В., Егоренко Т.Г. Результаты гигиенической оценки школьных завтраков // Здоровье населения и среда обитания. — 2016. — № 1(274). — С. 27–30.

По материалам ВОЗ, треть болезней системы кровообращения связаны с нерациональным питанием, в то же время сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди всех причин смертности населения [8]. Наиболее важным является обеспечение оптимального питания для подрастающего поколения [4, 6, 7].

Необходимо отметить, что питание детей существенно отличается от питания взрослых: потребность в пищевых веществах и энергии относительно выше, что объясняется преобладанием процессов ассимиляции над диссимиляцией, связанным с бурными темпами роста и развития ребенка [2, 4]. Организация полноценного горячего питания — одна из важнейших составляющих укрепления здоровья детей, особенно школьного возраста [6,7].

Значительная роль питания в современных условиях возрастает в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как ускорение темпов жизни, увеличение учебных нагрузок, негативные воздействия, связанные со снижением экономического благополучия ряда семей [3]. Учитывая, что значительную часть времени обучающиеся проводят в стенах образовательных организаций, оценка и рационализация школьного питания служит одним из ключевых условий поддержания их здоровья и высокой эффективности обучения [2, 7, 9].

Согласно литературным данным, в рационе обучающихся школ нередко отсутствует довольно значительная часть полезных продуктов и блюд, наблюдается употребление фаст-фуда, нарушается режим питания [6]. В связи с этим важная роль в решении задач обеспечения качественным питанием несовершеннолетних должна принадлежать органам государственного контроля и регулирования, причем особое их внимание должно уделяться детям, которые в силу своего возраста и психофизиологических особенностей не способны защищать свои права и интересы самостоятельно [1, 4].

В частности, в ходе проверок, проведенных в ряде общеобразовательных учреждений (ОУ) Республики Мордовия, выявлено, что практически в каждой обследованной школе наблюдались нарушения организации питания детей: ежедневно дети получали не более половины установленной нормы порции еды, обнаруживалось несоответствие в массе блюд и продуктов [1]. Материалы исследования школьного меню в некоторых школах Кемеровской области свидетельствуют, что школьное меню составляется исходя из стоимости продуктов и дотационных ассигнований, а не из физиологической потребности растущего детского организма [10].

Для Цитирования:
Поварго Елена Анатольевна, Степанов Евгений Георгиевич, Ахметшина Римма Асхатовна, Сагинбаев У. Р., Воскресенская Е. К., Комплексная оценка калорийности и продуктового набора школьных рационов в разрезе аутсорсеров города Уфы. Санитарный врач. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: