По материалам ВОЗ, треть болезней системы кровообращения связаны с нерациональным питанием, в то же время сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди всех причин смертности населения [8]. Наиболее важным является обеспечение оптимального питания для подрастающего поколения [4, 6, 7].
Необходимо отметить, что питание детей существенно отличается от питания взрослых: потребность в пищевых веществах и энергии относительно выше, что объясняется преобладанием процессов ассимиляции над диссимиляцией, связанным с бурными темпами роста и развития ребенка [2, 4]. Организация полноценного горячего питания — одна из важнейших составляющих укрепления здоровья детей, особенно школьного возраста [6,7].
Значительная роль питания в современных условиях возрастает в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как ускорение темпов жизни, увеличение учебных нагрузок, негативные воздействия, связанные со снижением экономического благополучия ряда семей [3]. Учитывая, что значительную часть времени обучающиеся проводят в стенах образовательных организаций, оценка и рационализация школьного питания служит одним из ключевых условий поддержания их здоровья и высокой эффективности обучения [2, 7, 9].
Согласно литературным данным, в рационе обучающихся школ нередко отсутствует довольно значительная часть полезных продуктов и блюд, наблюдается употребление фаст-фуда, нарушается режим питания [6]. В связи с этим важная роль в решении задач обеспечения качественным питанием несовершеннолетних должна принадлежать органам государственного контроля и регулирования, причем особое их внимание должно уделяться детям, которые в силу своего возраста и психофизиологических особенностей не способны защищать свои права и интересы самостоятельно [1, 4].
В частности, в ходе проверок, проведенных в ряде общеобразовательных учреждений (ОУ) Республики Мордовия, выявлено, что практически в каждой обследованной школе наблюдались нарушения организации питания детей: ежедневно дети получали не более половины установленной нормы порции еды, обнаруживалось несоответствие в массе блюд и продуктов [1]. Материалы исследования школьного меню в некоторых школах Кемеровской области свидетельствуют, что школьное меню составляется исходя из стоимости продуктов и дотационных ассигнований, а не из физиологической потребности растущего детского организма [10].