По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.732

Комплаенс в системе управления лизинговыми компаниями

Донцова Людмила Васильевна доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, dontsova.lv@gmail.com

В процессе формирования систем управления, одной из обязательных составляющих системы является определение соответствия деятельности организации требованиям законодательства и внутрикорпоративным правилам. Подразделения, реализующие функцию проверки на соответствие, называют комплаенс. Развитие современного комплаенса требует организации независимой структуры, а также наличия ресурсов для эффективного исполнения обязанностей в данной сфере.

Литература:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

3. Донцова Л.В., Шарамко М.М. Анализ нормативно- правовых и инфраструктурных предпосылок создания подразделений внутреннего контроля.//Вопросы региональной экономики.№ 4 (25).2015.С. 143–149.

4. Донцова Л.В., Шарамко М.М. Методологические проблемы внутреннего контроля в системе международных стандартов.//Вестник Брянского государственного университета. № 3 (26) (2015): Педагогика. Психология. История. Право. Литературоведение. Языкознание. Экономика. Точные и естественные науки. Брянск: РИО БГУ, 2015/

5. Концепция внутреннего контроля эффективности организации./Казакова Н.А., Ефремова Е.И. Серия «Научная мысль».— М.: ИНФРА-М, 2015.

6. Управленческий аудит компании в условиях кризиса./Казакова Н.А., Наседкина Т.И. Управленческий учет.— № 5, 2009. М.: Финпресс.С. 98–106.

7. Керимов В.Э. Организация внутрихозяйственного контроля рисков в экономических субъектах/Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.— 2014.— № 4.— С. 44–51.

8. Шарамко М.М., Гарипов И.Р. Анализ факторов развития комплаенса в России и за рубежом.//Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 13–19.

9. Шарамко М.М. Комплаенс-контроль в лизинговых компаниях.//Лизинг. 2015. № 10. С. 27–31.

Переход России к рынку потребовал серьезной перестройки системы управления национальной экономикой, поставил перед ее хозяйственными звеньями огромный комплекс принципиально иных проблем, с которыми они ранее не сталкивались. В связи с этим актуальным вопросом для руководителей предприятий является противодействие коррупции и повышение эффективности функции внутреннего контроля, которая сегодня еще не всегда отвечает стандартам международной практики.

Комплаенс является одним из современных направлений аудита. Это аудит соответствия нормативным требованиям регулирующих органов и законодательства, т.н. комплаенс-аудит. Соблюдение нормативных требований, таким образом, является одним из важнейших факторов повышения эффективности организации. Комплаенс-риск — это риск юридических или нормативных санкций, существенных финансовых потерь или потери репутации, которому организация может подвергнуться в результате несоблюдения законов, регламентов, правил, соответствующих саморегулируемых организационных стандартов, а также кодексов поведения, применимых к её деятельности (совместно именуемых «комплаенс-законы, правила и стандарты»).

Основные функции комплаенс включают:

• Определение того, какие законодательные и нормативные требования применяются в компании, и влияние этих требований.

• Выбор стандартов добросовестной практики, которые необходимо внедрить сверх основных нормативных и законодательных требований.

• Документирование методов, посредством которых возможно добиться выполнения всех применимых требований и стандартов добросовестной практики (комплаенс-инфраструктура).

• Проведение тренингов и повышение осведомленности персонала с тем, чтобы все сотрудники были ознакомлены с требованиями, которые к ним относятся, знали, что нужно делать для того, чтобы соблюдать эти требования и понимали последствия, с которыми им придется столкнуться, если они не будут соблюдать эти требования.

• Проведение анализа с тем, чтобы убедиться в соблюдении выявленных требований.

Для Цитирования:
Донцова Людмила Васильевна, Комплаенс в системе управления лизинговыми компаниями. Лизинг. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: