В современных реалиях обеспечение безопасности коммерческого предприятия является неотъемлемой финансово-экономической составляющей национальной безопасности России [1]. Сегодня компании осуществляют свою деятельность в условия высокого уровня риска и неопределенности, в связи с этим обеспечение экономической безопасности предприятия выходит на первое место.
Предприниматель, осуществляя коммерческую деятельность на российском рынке товаров и услуг, постоянно сталкивается с внешними и внутренними угрозами. Внутренние угрозы исходят от персонала фирмы и имеют различную мотивацию: мошеннические цели, работа на конкурента, сведение счетов с руководством, преступная халатность. Если говорить о внешних угрозах, то коммерсант постоянно должен быть готовым противостоять многим видам мошенничества со стороны конкурентов и партнеров, промышленному шпионажу, рэкету криминальных структур и государственных органов, корпоративному бандитизму, приемам «черного PR».
Многие руководители предпочитают устойчивое развитие с минимальной волатильностью, связанной с рисками. Из этого следует, что обеспечение безопасности, а именно экономической безопасности, хозяйствующего субъекта необходимо осуществлять, внедряя систему комплаенс-контроля как элемента обеспечения экономической безопасности.
Само слово «комплаенс» является русской производной от английского compliance, что означает «соответствие». «Комплаенс» – это внутренний и внешний контроль за соответствием деятельности предприятия законодательству. Его главная цель – исключить риски потери прибыли. К ним относятся штрафы, выплаты ущерба или невыполнение контрактов. В то же время комплаенс-риски могут привести к ухудшению репутации, ограничению возможностей ведения бизнеса или сокращению клиентской базы.
Начать процедуру внедрения системы комплаенс-контроля необходимо с разработанной комплаенс-программы, а также политик и процедур ее эффективного функционирования. Существует ряд стандартных политик, которые независимо от специфики деятельности в той или иной степени традиционно применяются в большинстве организаций (табл. 1).