По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.102

Компетентностный подход при оценке уровня конкурентоспособности персонала

Федченко А. А. д-р экон. наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, e-mail: fedchenko@econ.vsu.ru
Данкер К. А. аспирант кафедры экономики труда и основ управления экономического факультета, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, e-mail: kristina.danker@mail.ru

Конкурентоспособность персонала является ключевым фактором конкурентоспособности компании в целом. Формирование конкурентоспособности персонала происходит в течение всего жизненного цикла организации через развитие необходимых на текущем этапе компетенций. В статье рассматриваются теоретические основы категории «конкурентоспособность персонала», раскрывается идеальный профиль компетенций персонала на каждой стадии жизненного цикла предприятия и организации, а также дается авторская методика оценки уровня развития компетенций персонала для выявления соответствия его текущему этапу жизненного цикла компании.

Литература:

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. — СПб.: Питер, 2012. — 383 с.

2. Корпоративная культура, инновации и управление // Сайт «Корпоративная культура» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.c-culture.ru/ (Дата обращения: 10.01.2015).

3. Оучи У. Методы организации производства. Теория Z. Японский и американский подходы / Сокр. пер. с англ. — М.: Букинист, 1984. — 184 с.

4. Соломандина Т. О. Организационная культура в таблицах, тестах, схемах. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 395 с.

5. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. — М.: Поколение, 2002. — 368 с.

Благодаря работам Нобелевских лауреатов Беккера Г. и Шульца Т. произошел значительный скачок в теории и практике менеджмента от понимания персонала как заменяемого и неспецифичного инструмента производства благ к осознанию его как ключевого фактора конкурентоспособности предприятия. Шульц Т., изучая сельское хозяйство и экономику в целом развивающихся стран, пришел к выводу, что основной сдерживающий фактор развития стран третьего мира — это объем инвестиций в человеческий капитал. Согласно исследованиям Беккера Г., отдача от инвестиций в человеческий капитал (образование) составляет 12–14 % в год, что превышает отдачу в других отраслях [5, с. 132]. Уровень развития человеческого капитала на уровне страны непосредственно отражает уровень конкурентоспособности человеческих ресурсов на макро- и микроуровне. Данную взаимосвязь можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Увеличивая человеческий капитал на уровне страны, мы повышаем конкурентоспособность работника на каждом из иерархических уровней: индивидуальная конкурентоспособность позволяет создавать конкурентоспособную продукцию (товары, услуги) и поддерживает тем самым конкурентоспособность предприятия, которые в свою очередь формируют конкурентоспособную экономику страны. Безусловно, имеет место и обратное влияние. Таким образом, формирование конкурентоспособности на макро- и микроуровне напрямую зависит от успешности формирования индивидуальной конкурентоспособности работника на наноуровне. В целях дальнейшего исследования способов повышения конкурентоспособности работника необходимо дать ее определение и выделить элементы.

На наш взгляд, конкурентоспособность персонала можно определить как развивающуюся с течением времени способность наращивать свои полезные для осуществления профессиональной деятельности качества (личностные и деловые) по отношению к аналогичным субъектам с целью достижения более выгодной позиции на рынке. Авторское видение элементов конкурентоспособности персонала представлено на рис. 2.

Для Цитирования:
Федченко А. А., Данкер К. А., Компетентностный подход при оценке уровня конкурентоспособности персонала. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: