Выставка «Квартирный вопрос», открывшаяся в Государственном литературном музее в ноябре 2016 года, посвящена судьбам нескольких поколений поэтов и писателей, показанным через призму повседневной жизни.
Эта выставка представляет большой исторический период с 1920-х по 1970-е годы в его противоречиях и характерных особенностях.
«Квартирный вопрос» — это не только те бытовые условия, в которых жили писатели, но и состояние советской интеллигенции и общества, потерявшего после 1918 года личное пространство, свободу передвижения, свободу творчества.
Эту идею удалось представить при помощи нескольких приемов, использованных в художественном решении выставки.
Главному художнику ГЛМ Анне Колейчук удалось создать очень компактное пространство, которое одновременно с этим оказалось проницаемым, просматриваемым и прослушиваемым.
В духе отражаемой на выставке эпохи знаковыми стали мотивы подслушивания и подглядывания.
Художественное решение выставки связано с изначальным замыслом представить абстрактную коммунальную квартиру как развернутую метафору полувековой истории литературы. В этой квартире соседствуют разные писатели, существующие в неодинаковых бытовых условиях, думающие и пишущие по-разному. Эту мысль иллюстрируют мемориальные предметы: письменные столы, личные вещи писателей, множество уникальных документов, которые могут рассказать о творческом процессе и о том, как советский интеллигент стал несвободным.
Принципиально важно было отказаться от воссоздания исключительно мемориально-бытовой обстановки. Важнее было создать определенный комплекс мотивов, возникающих в разные эпохи в творчестве и жизни разных писателей и создающих определенный эмоциональный настрой у посетителей.
Коллекция Государственного литературного музея позволяет раскрыть тему быта советских писателей и их творческого бытия довольно полно. При этом авторы концепции не ставили целью показать историю русской литературы ХХ века во всем ее многообразии, но отметить наиболее примечательные сюжеты, судьбы, характерные для советского времени. Поэтому и подбор экспонатов выставки был связан с желанием показать символические, знаковые предметы, позволяющие выявить неоднозначность положения многих пишущих в литературной и социальной иерархии, поведенческую двойственность и даже внутреннее, психологическое «раздвоение».