По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Комментарий эксперта

Анастасия Чурсина координатор от деловых кругов постоянной комиссии по вопросам профилактики правонарушений в сфере таможенного дела Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России

Эксперт в ходе выступления на IX конференции «ВЭД. Таможня. Логистика» прокомментировала принятие закона о деятельности мобильных групп таможенных органов, заострив внимание на практических последствиях для участников ВЭД, перемещающих товары автомобильным транспортом.

13 октября 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"», которым утверждена правовая основа деятельности мобильных групп. Эксперт напомнила, что, хотя правовые основы работы мобильных групп закреплены только данными поправками, но на самом деле эти группы работают давно. После введения контрсанкционных мер, включающих запрет ввоза определенных товаров из недружественных стран, в целях выявления таких товаров Федеральной таможенной службой были созданы мобильные группы, поскольку между странами ЕАЭС де-юре отсутствуют таможенные границы. По данным ФТС, в 2021 г. мобильными группами были обнаружены нарушения в 5000 транспортных средств, в 2022 г. — уже в 7,5 тыс. транспортных средств (несмотря на общее падение товаропотока). «Мы писали на этот закон негативные отзывы, но он все-таки был принят», — отметила Анастасия Чурсина. Ожидания от применения этих поправок у эксперта в основном негативные исходя из практики работы мобильных групп в предыдущий период. «Это может стать большой проблемой на ближайшие годы. Поскольку работе мобильных групп полагается быть результативной, в остановленной фуре должно быть найдено правонарушение. Фуры останавливались, загонялись на склад временного хранения и месяцами там стояли без каких-либо документов, и конечно, достаточно сложно разбираться, когда у вас нет ничего, на что вы могли бы пожаловаться. Единственная возможность — звонки оперативным дежурным таможен, длительные экспертизы. Я столкнулась с этим, работая с Ассоциацией производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Мы столкнулись фактически с беспределом, который теперь закреплен в законе и будет распространен на всю страну, поэтому следует подумать о том, как уменьшить риски», — констатировала эксперт.

Анастасия Чурсина обозначила аспекты, на которые надо обратить особое внимание. Во-первых, надо понимать, что любую машину массой более 3,5 т (причем со снаряженной массой, то есть даже небольшой грузовик) сотрудники таможенной мобильной группы могут остановить либо самостоятельно в специально определенных местах, либо с участием сотрудников ДПС в любом месте. Причем могут быть остановлены любые автотранспортные средства, поскольку в законе не указано, что останавливаются только транспортные средства, осуществляющие международную перевозку. Во-вторых, закон не предусматривает представление водителю оснований для остановки и проверки документов и груза — презюмируется, что у таможенного органа такие основания есть. Проверка проводится в течение двух часов, по ее итогам составляется акт, который должен остаться у водителя. Если нарушались пломбы, должен быть акт замены средств идентификации. В-третьих, сотрудник таможенного органа имеет право выставить водителю требование о проведении досмотра, и тот должен проследовать в место хранения. Решение принимается на основании выборочности, но при этом никаких оснований водителю не указывается. «Очень хорошо структурирован закон: все, за что раньше прокуратура наказывала таможенные органы при работе мобильных групп, нашло отражение в этом законе», — иронически заметила Анастасия Чурсина. Если водитель отказывается проследовать на СВХ, применяется предварительное изъятие (вводится новое понятие), то есть транспортное средство эвакуируется, о чем также составляется акт. Затем водителю будет предложено транспортное средство и товары на этом СВХ разместить, в случае отказа также применяется предварительное изъятие. При этом надо обращать внимание, на что направлено требование, — если на досмотр товаров, то они могут быть выгружены, а транспортное средство размещать на СВХ не обязательно. Эксперт подчеркнула, что здесь заканчивается компетенция водителя, и рекомендовала самостоятельно взаимодействовать с СВХ. «Другое дело, что в законе указывается — склад временного хранения, принадлежащий таможенным органам. Сейчас их не очень много, в основном это СВХ, расположенные в пунктах пропуска или рядом с ними. Возможно, появится тенденция к увеличению таких СВХ, — сказала Анастасия Чурсина. — По каждому такому действию составляются акты. Все эти акты водитель должен подписывать и собирать. Они должны быть на руках, потому что если впоследствии вы решите жаловаться для получения компенсации расходов на хранение и т. п., то у вас должны быть документы. Без документов нет жалобы, а по практике работы мобильных групп известно, что потом вы ничего не найдете, вам никто ничего не представит. Поэтому водитель должен собирать документы на каждом этапе. При помещении на СВХ необходимо иметь в виду, что вы платите за хранение, но компенсация будет не по той цене, которую выставляет СВХ, а по расчетной стоимости таможенной службы. Заключая договор со складом, помните об этом: может быть, СВХ пойдет вам навстречу и установит другую ставку».

Для Цитирования:
Анастасия Чурсина, Комментарий эксперта. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: