— Лариса Анатольевна, о проекте поддержки местных инициатив громко заговорили в 2017 году, но появился он гораздо раньше. С чего все начиналось в крае?
— На Ставрополье проект начался с 2007 года, и край был пионером в стране. Мы совместно со специалистами Всемирного банка занимались адаптацией зарубежной практики, которой является программа поддержки местных инициатив, на нашу почву. Первоначально в качестве пилотных были выбраны территории восточной зоны: Арзгирский Туркменский, Степновский, Нефтекумский, Левокумский и другие районы. Это было сделано неслучайно — на этих территориях явно была видна отсталость от центральной части нашего региона в рамках обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой. И на протяжении девяти лет вся эта практика реализовывалась в этих районах.
Суть проекта поддержки местных инициатив — это возможность людям самим сказать, какой вопрос им важен, наиболее острый и наболевший. Это такие маленькие вопросы, на которые натыкаешься каждый день. И их очень много на поселенческом уровне: кому-то нужен мостик через речку, кто-то считает, что нужно кладбище огородить, кто-то уверен, что освещение надо сделать. Очень часто в сельских территориях страдают из-за отсутствия тротуаров и пешеходных дорожек.
Эти вопросы с точки зрения денег небольшие, но объединить все маленькие проблемы в одну целевую субсидию, как, например, окна в школах или кровля в школах, невозможно. И вот именно проект поддержки местных инициатив через конкурсные процедуры позволяет решить множество разных вопросов, которые имеют одно общее начало. Это должен быть вопрос местного значения, то есть однозначно поселенческий уровень. И это должен быть маленький проект, так как стоимость нашей субсидии, которую мы готовы выделить муниципалитету из региональной казны, не более 2 млн рублей. На реализацию инициативы дается один год. Участвовать и побеждать можно ежегодно.