В свое время (до 1991 г.) суда на подводных крыльях, такие как «Ракеты», «Кометы» и «Метеоры», были в нашей стране больше, чем просто кораблями и средством передвижения. Они были символом стремительности, преодоления водной стихии, именем нарицательным, символом могучей советской науки и промышленности, безудержного прогресса и наступившего будущего. А еще символом радости и восторга, чего-то такого, что делало сопротивление водной среды неосязаемым, легко преодолимым.
Невесомо летящие над водой «Ракеты», «Кометы» и «Метеоры» были, наверное, одним из самых прекрасных видов надводной техники времен СССР. Конечно же, это никоим образом не умаляет значения и весомости в этом вопросе самолетов, космических ракет, крейсеров и подводных лодок. Но у многих ли есть шанс полетать на ракете или на истребителе? А на отечественных «Комете», «Метеоре» и «Ракете» сделать это было возможно, на них мог купить билет каждый.
Как и многое другое, казалось, что суда на подводных крыльях остались символом советского «ретрофутуризма», отчасти из-за своих отдельных конструктивных недостатков (малой экономичности), отчасти — из-за почти 30-летнего перерыва в производстве. И вот оно, событие, которое затронуло душу: на воду спущена первая после многих лет «Комета». Уже усовершенствованной модификации 120М. «Комета», которая стала еще лучше прежней.
Теперь «Комета» будет ходить с 2018 г. между Севастополем и Ялтой. Торжественный спуск на воду «Кометы 120М» состоялся в Рыбинске, где находится АО «Судостроительный завод “Вымпел”» (рис. 1). Первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова стала «крестной матерью» нового судна. В честь ее космического позывного первую в современной России «Комету 120М» назвали «Чайкой».
«Комета 120М» больше напоминает самолет, чем корабль, — алюминиевая, с самолетными дверьми и авиационными системами контроля изгиба всех поверхностей. Скорость — 35 узлов, при этом качка ощущается минимально. А число 120 в названии корабля — количество пассажиров. По словам создателей, новая «Комета» исправила недостатки своей предшественницы — стала гораздо более экономичной и комфортной, без неприятной вибрации всего корпуса.