Статья поступила 17 января 2021 г.
В условиях неопределенности бизнес-среды и многослойности связей между организациями традиционная парадигма конкуренции сменяется сотрудничеством. И долгосрочная конкурентоспособность компаний напрямую зависит от умения экономических субъектов устанавливать и развивать партнерские отношения. Так, межорганизационное сотрудничество является эффективным инструментом снижения неопределенности внешней среды.
Среди инструментов обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта в контексте межорганизационного сотрудничества рационализация системы управленческого учета сельскохозяйственных товаропроизводителей является одной из стратегических целей современного экономического субъекта.
Существующие подходы по организации производственных процессов не отвечают требованиям развития новых форм взаимодействия компаний, а также межорганизационному сотрудничеству компаний АПК.
Управленческий учет как инструмент поддержания и обеспечения принятия управленческих решений нуждается в реформации существующих методик и практик, в том числе в части калькулирования себестоимости продукции для целей эффективного управления затратами.
Сложность в исчислении себестоимости продукции сельского хозяйства и АПК очередной раз демонстрирует необходимость в проведении и систематизации научных исследований в области учета затрат, а также в коренном усовершенствовании методики исчисления себестоимости продукции для целей управления. Межорганизационный управленческий учет ввиду усложнения учетных процессов посредством многослойности аналитических задач и требований предполагает разработку качественно новой системы управления затратами. Рационально построенный учет затрат во многом определяет обоснованность принимаемых руководителями решений.
В рамках нашего исследования сформированная система калькулирования себестоимости комбинируется из элементов следующих методик: таргет-костинг, стандарт-костинг, директ-костинг, попередельный метод калькулирования, метод исключения затрат в сочетании с коэффициентным методом, позаказный метод, АВС-метод и кайзен-костинг.