Основные мировые события, по мнению многих наблюдателей, происходят сегодня вокруг трех кризисных точек: на Ближнем Востоке (Сирия и Ирак), на Корейском полуострове (КНДР) и в центре Европы (Украина). Россия в разной степени участвует в разрешении каждого из этих кризисов, но без нее не решается ни одна из этих проблем.
И если на Ближнем и Дальнем Востоке для разрешения конфликта требуются дополнительные усилия, то в Украине дело, похоже, идет к промежуточной развязке, способной перерасти в ту или иную форму консенсуса между главными игроками.
В его основе — выдвинутая Владимиром Путиным 5 сентября с. г. инициатива размещения миротворцев под эгидой ООН на юго-востоке Украины. Внезапная уступчивость президента РФ озадачила Запад. Говорят даже о какой-то «ловушке» Путина. Ранее во всех операциях с вводом «голубых касок» в конфликтные регионы бывшего СССР Россия добивалась устраивавшего ее расклада — и в Приднестровье, и в Абхазии, и в Южной Осетии оказывались именно российские подразделения, благодаря которым соблюдался режим перемирия. И только в Нагорном Карабахе противоборствующие стороны создали беспрецедентную ситуацию — между конфликтующими силами никого нет, и там порой вспыхивают перестрелки.
В ситуации с Украиной этот пример неприменим в силу внутреннего характера конфликта, колоссальной протяженности линии соприкосновения и высокого уровня провокационности. Поэтому ввод миротворцев в юго-восточный регион видится рациональным. Предложение Путина не оставляет Киеву выбора — отказ и от такого варианта миротворческой операции при согласии западных партнеров будет иметь для него катастрофические последствия.
Нетрудно предположить, что Киев будет настаивать на том, чтобы в миротворческой операции не были задействованы россияне. Москва — на том, чтобы они были, или как альтернатива — подразделения из состава коллективных сил ОДКБ. Определение состава контингента и его полномочий может затянуться. Но если операция при согласии всех сторон как вовлеченных в конфликт, так и заинтересованных в его завершении все-таки начнется, то ее начало станет заметным шагом в снижении политического градуса в мировом масштабе.