По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Коллекция предметов элегантной эпохи

В декабре 2014 года, на площади около 2 тысяч квадратных метров, в здании, где в начале ХХ века располагалась московская фармацевтическая фабрика Фридриха Байера, открылся частный Музей Ар Деко. Уникальная коллекция, представляющая этот стиль, собранная Мкртичем Окрояном, сегодня является одной из самых крупных в Европе.

Предприниматель Мкртич Окроевич Окроян стал собирать свою коллекцию в начале 1990-х годов, и сегодня она насчитывает более 800 скульптур и предметов интерьера 1920–1930-х годов. Помимо декоративно-прикладного искусства, в составе коллекции — русская и европейская живопись XIX–XX веков: работы И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, К.Е. Маковского, В.Д. Поленова, И.И. Левитана и других русских художников. Но главным интересом коллекционера остается стиль ар-деко, чей блеск и изящество покорил высшее общество Европы.

Формирование собрания началось с того, что в Париже коллекционер познакомился с лучшими работами Дмитрия Чипаруса, французского скульптора румынского происхождения, и приобрел свою первую скульптуру — «Русский балет», изображающую танцовщиц из «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Как известно, с их открытием русский балет начинает пользоваться большим успехом в Европе, что находит отражение в декоративной пластике того времени. В музейной коллекции скульптуры представлены образы артистов балета и эффектно декорированный сценический костюм. Здесь и «Шахерезада» французского скульптора Пьера Лореля, и «Экзотическая танцовщица» работы Дмитрия Чипаруса, чей костюм напоминает эскиз фантастического костюма Жар-птицы А. Головина для балета М. Фокина, и «Саломея» Дмитрия Чипаруса, прототипом которой стала Тамара Карсавина, исполнявшая роковой танец семи покрывал в балете «Трагедия Саломеи». Этого скульптора, помимо «Русских сезонов», во многом вдохновлял чарующий Восток. Его «Семирамида», гипнотически скульптура на восточный мотив, выполнена в хрисоэлефантинной технике, т.е. из бронзы и слоновой кости.

1920–1930-е — это эпоха небоскребов, кинотеатров, неоновой рекламы, джаза и чарльстона, блюза и фокстрота, а также стремительного развития промышленности: в небе появляются самолеты, люди начинают активнее ездить на автомобилях и поездах. Время ускоряется со страшной силой, за что эти годы называют «ревущими двадцатыми». Динамика этих лет достаточно точно передается в скульптуре Фердинанда Прайсса, Бруно Зака, Гердаго и других скульпторов из коллекции Музея Ар Деко.

Для Цитирования:
Маргарита Городова, Елена Конюшихина, Марина Бьернсгорд, Коллекция предметов элегантной эпохи. Музей. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: