Для диверсификации региональной экономики руководители территорий стремятся развивать сферу услуг, и в первую очередь туризм [2, с. 41]. Развитие туристской отрасли позволит диверсифицировать источники доходов регионального бюджета, что в совокупности с другими его источниками может стать фактором синергетического эффекта социально-экономического развития отдельной территории [5, с. 108].
Пермский музей авиации — небольшой частный музей на окраине г. Перми под открытым небом. Музей был основан в 2000 году группой единомышленников вместе с Михаилом Анатольевичем Павловым. В 1990-х годах М.А. Павлов владел сетью пунктов приема вторсырья. В это же время на территории г. Перми были закрыты Пермское военное авиационное техническое училище и малый региональный аэропорт Бахаревка. Их учебные материалы, самолеты и вертолеты попали на аукционы. М.А. Павлов выкупает будущие экспонаты и с группой единомышленников принимает решение о создании небольшого музея. В связи с малой территорией самолеты и вертолеты не помещаются полностью. Было принято решение оставить кабины как уникальные части каждой машины, все остальное было реализовано через систему пунктов приема вторсырья для компенсации убытков. В части кабин был проведен ремонт, восстановлены приборные панели и элементы управления. В связи с отсутствием крыши, возможности ежедневной уборки снега и отсутствием отопления режим работы музея сезонный. По большей части музей работает с мая по сентябрь, реже октябрь. Особенностью, которой музей привлекает к себе гостей, является возможность контактного осмотра семи кабин военных и гражданских самолетов и вертолетов. Возможен открытый контактный осмотр кабин:
1) фронтового бомбардировщика Су-24;
2) военно-транспортного вертолета Ми-6;
3) многоцелевого вертолета Ми-2;
4) истребителя МиГ-23;
5) пассажирского авиалайнера Ту-134;
6) пассажирского самолета Ил-14;
7) многоцелевого самолета Ан-2.
Экосистемный подход для Российской Федерации является сегодня одним из приоритетных. Данный подход предполагает, что инновации создаются не на уровне отдельных игроков, а на уровне бизнес-сетей, где агенты вступают в интерактивную кооперацию (коллаборацию) для совместного производства и обеспечения эффективной коммерциализации инновационных разработок [1, с. 180]. В апреле 2022 года дирекция музея приняла решение о передаче функции управления туристической компании. В качестве партнера была выбрана туристическая компания «Живая история». Начиная с мая 2022 года все действия по управлению музеем были отданы туристической компании. Дирекция музея занимается стратегическим планированием работы и будущей деятельности музея. Взаимодействие, или коллаборация, в последнее время считается одним из наиболее эффективных инструментов продвижения бизнеса. Посредством объединения бренды зачастую могут добиться гораздо бóльших результатов, чем если бы они действовали поодиночке. Это касается увеличения количества клиентов, повышения их лояльности и роста прибыли в целом [6, с. 184].