В настоящее время срок службы более половины воздушных линий электропередачи (далее – ВЛЭП) электроэнергетических систем (далее – ЭЭС) превышает нормативное значение, что приводит к снижению эффективности их работы [1]. Для ограничения последствий этого изменения разрабатываются риск-ориентированные подходы организации их технического обслуживания и ремонта (далее – ТОиР) [2–4]. Суть их сводится к теории управления производственными активами путем обеспечения баланса между эксплуатационными затратами и риском повреждения. Известно, что [5]:
– методология расчета индекса технического состояния (далее – ТС) отсутствует. Отсутствует мониторинг ТС ВЛЭП, используемые методы оценки риска повреждения субъективны;
– отсутствуют оперативные рекомендации повышения эффективности работы ВЛЭП.
ТС ВЛЭП определяет надежность и безопасность их работы. Поэтому актуальна возможность оценки показателей оперативной надежности по аналогии с индивидуальной надежностью энергоблоков [6]. Кажущаяся простота этого решения обманчива, и прежде всего потому, что статистические данные непрерывного контроля ТС ВЛЭП отсутствуют, а по статистическим данным об отказе в течение одного месяца оценить показатели надежности конкретных ВЛЭП ввиду их малочисленности невозможно. При сравнении и ранжировании показателей оперативной надежности применение математического аппарата анализа однородных статистических данных недопустимо, т. к. данные многомерны и малочисленны [7]. Напомним, также что:
– под эффективностью функционирования объектов ЭЭС сегодня понимается совместный учет экономичности, надежности работы и безопасности обслуживания;
– такое расширенное понятие эффективности обусловлено увеличением числа объектов, требующих оперативного освидетельствования не только экономичности, но и надежности, и безопасности;
– под оперативным освидетельствованием понимается количественная оценка эффективности работы;
– если для целей проектирования методология количественной оценки показателей надежности разработана и широко используется на практике для сравнения вариантов исполнения проектируемых объектов, то методология расчета оперативных показателей надежности для решения эксплуатационных задач отсутствует. Наукоемкость, громоздкость и трудоемкость расчетов показателей оперативной надежности требует перехода к автоматизированным системам оценки, сравнения и ранжирования, с ежемесячным представлением руководству объектов ЭЭС и электрических предприятий методических рекомендаций по повышению ТС. Реализация автоматизированных систем анализа ТС объектов ЭЭС позволяет экономить крупному электросетевому предприятию десятки миллионов рублей [5];