Повреждение сердечной мышцы является важнейшим патогенетическим звеном в развитии острого инфаркта миокарда (ОИМ) — главной причины смертности населения в индустриальных странах [2, 9], а его максимальное уменьшение и предупреждение — основной целью лечебных и профилактических мероприятий. Это, очевидно, требует в каждом случае острого инфаркта миокарда как можно более точной оценки собственно объема повреждения сердечной мышцы. Однако до сих пор единая или хотя бы общепринятая и унифицированная методика количественной оценки тяжести повреждения миокарда как таковая отсутствует [10], но есть большое количество методически различных визуализирующих и биохимических — лабораторных методов оценки повреждения миокарда.
Мы попытались разработать методику оценки объема повреждения миокарда по данным МРТ сердца с парамагнитным контрастным усилением (ПМКУ) на основе посегментного анализа протяженности зон патологического включения парамагнетика в миокард, которая может быть реализована как программно, так и более простым, даже и ручным, способом, или оптимально — с помощью программируемых калькуляторов с возможностями обработки статистических массивов и изображений типа CASIO FXII и им подобных.
Пациенты
В исследовании методика оценки массы поврежденного миокарда была апробирована на материале исследований пациентов с острым инфарктом миокарда (20 лиц с острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST, пациенты отделения неотложной кардиологии НИИ кардиологии ТНИМЦ РАН) и с установленным диагнозом гипертрофической кардиомиопатии (15 пациентов отделений ишемической болезни сердца и сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии ТНИМЦ РАН). Все пациенты с острым инфарктом миокарда получали догоспитальную тромболитическую терапию в течение 34–350 мин после манифестации болевого синдрома ОИМ (время «боль — игла»). У 17 из них была достигнута эффективная реканализация в течение 12–35 мин после введения тромболитика (Фортелизин, Метализе или Стрептокиназа). У трех пациентов тромболитическая терапия была неэффективна, что потребовало проведения спасительного ЧКВ. После поступления у всех пациентов выполнялась коронароангиография. Летальных исходов не было. Кардиогенного шока, эпизодов фибрилляции желудочков также не было.