По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37

Когнитологические аспекты образования

Сергей Шайтура ректор Института гуманитарных наук, экономики и информационных технологий (г. Бургас, Болгария), кандидат технических наук, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются различные подходы к образованию. Сравниваются два способа его развития. Анализируются результаты Болонского процесса. Делается акцент на связи науки с производством.

Литература:

1. Гретченко А.И., Никулин Л.Ф., Деменко О.Г. Аспекты современного менеджмента // Наука и практика. — 2016. — № 2 (22). — С. 16–22.

2. Вики-КОБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wikikob.ru (дата обращения: 16.10.2016).

3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2010. — 352 с.

4. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2016. — 430 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.knorus.ru/upload/ knorus_new/pdf/10069.pdf (дата обращения: 16.10.2016).

5. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2014. — 430 с.

6. Пузанков Д., Фёдоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 6–11.

7. Глазьев С.Ю. О политике опережающего развития в условиях смены технологических укладов // Вестник Российской академии естественных наук. — 2013. — № 1. — С. 29–35.

8. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3–62.

9. Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/ audition/pdf/ege_duma.pdf (дата обращения: 16.10.2016).

10. Шайтура С.В. Устойчивое развитие и механизмы бесструктурного управления // Славянский форум. — 2014. — № 1 (5). — С. 369– 374.

11. Шайтура С.В. Нести знания людям // Славянский форум. — 2012. — № 2 (2). — С. 35–37.

12. Шайтура С.В. Образование в России // Славянский форум. — 2016. — № 13 (3). — С. 339–347.

13. Коломиец Т.Д. Киберфизическая экономика: поворотный момент развития // Славянский форум.  — 2016. — № 13 (3). — С. 122–126.

Слово «образование» означает процесс формирования образа. Близкое понятие — «моделирование». То есть идёт процесс создания образца по заранее заданным параметрам. Какой образ будет сформирован — зависит от мировоззрения субъектов образования и среды процесса формирования.

В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. То есть процесс творения идёт сверху. Но откуда у Бога был план творения? Более логично считать, что процесс творения идёт снизу. Некая элементарная живая сила творит разные формы материи: неживую материю, растения, животный мир, человека, планеты, звёзды.

В соответствии с этими двумя космогоническими подходами существуют и два подхода к приобретению знаний, развитию образования. Первый подход предполагает, что у Архитектора Вселенной есть план и он по этому плану выстраивает реальность. Будем называть такой подход управлением образованием сверху.

Второй подход предполагает развитие образования в результате решения практических задач в процессе жизнедеятельности людей и передачу опыта последующему поколению с элементами обобщения. Это образование с развитием снизу, от потребностей. Так шло образование в России на протяжении веков. Такой подход будем называть «получение образования снизу» [1].

Библейская концепция общества является, по сути, толпо-элитарной: Бог (царь, глобальный предиктор), элита и народ [2].

В современных учебниках по менеджменту также определяются три уровня управления: высший (топ) менеджмент, средний и низший. Бог (топ-менеджер) должен иметь целостное представление обо всём. Элита (средний менеджмент) имеет частичные знания в узкой области. Народ же должен иметь только фрагментарные знания в пределах управления лопатой или тряпкой (низший менеджмент).

Собственно, эта же модель общества описывается и в русских сказках:

«У старинушки три сына:

Старший — умный был детина,

Средний сын — и так, и сяк,

Для Цитирования:
Сергей Шайтура, Когнитологические аспекты образования. Ректор ВУЗа. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала