Хотя речевые изъяны и недостатки произношения очень устойчивы, прогнозы специалистов оптимистичны: практически каждый может развить, укрепить и улучшить природные данные — необучаемых не бывает.
Надо работать над дыханием, дикцией и артикуляцией, терпеливо и ежедневно — и всё получится.
1. Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):
Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдёт, Лавру на Фрола наврёт.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Протокол под протокол протоколом запротоколировали.
Щетинка — у чушки, чешуйка — у щучки.
В Чите течёт Читинка.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
2. Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующих непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем — делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого — убыстряя темп:
На дворе — трава, на траве — дрова; не руби дрова, на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Король — орел.
Либретто «Риголетто».
Прецедент с претендентом.
Константин констатировал.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
3. Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:
Яблоко от яблони недалеко падает? Шила в мешке не утаишь?! До поры остры топоры?! Топоры остры до поры?! Около кола — колокола?!
Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь! Топоры остры до поры! До поры остры топоры! Около кола — колокола!