Хотя речевые изъяны и недостатки произношения очень устойчивы, прогнозы специалистов оптимистичны: практически каждый может развить, укрепить и улучшить природные данные, необучаемых не бывает.
Надо работать над дыханием, дикцией и артикуляцией терпеливо и ежедневно — и всё получится.
Когда люди звонят в учреждение, больше всего им «режут ухо» крикливость, резкость, гортанность и гнусавость голосов, а вот чёткие и приятные голоса создают нужный настрой.
Голос — один из главных рабочих «инструментов» сотрудников органа ЗАГС, именно он порой создаёт первое впечатление. Благоприятным оно будет или нет — зависит от вас. Голоса, поставленные природой, встречаются редко, как правило, хорошо звучащий голос — результат напряжённой работы и длительных тренировок.
Оптимальным для делового общения считается средний темп речи — примерно 100–120 слов в минуту.
Ускорять не следует, а замедления возможны только, если вы хотите подчеркнуть важность предмета разговора, выделить деталь.
Чтобы определить, какой темп речи у вас, попробуйте прочитать за одну минуту стихотворение Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Если получилось — у вас средний темп речи, если не получилось — стремитесь к нему.
Высота вашей речи должна изменяться, чтобы не возникало монотонности, но при этом старайтесь понижать тон. Высокие голоса кажутся многим резкими и пронзительными, а русская речь итак склонна к некоторой минорности. Понижая тон, вы не допускаете появления плаксивых или капризных ноток.
Когда вы разговариваете по телефону, старайтесь держать спину прямо, не напрягайте плечи, руки и шею — это поможет голосу звучать максимально естественно и свободно.
Большинство современных комплексов и методик основано на классических упражнениях Никольской, описанных в книге «Техника речи». Можно сэкономить на тренингах, выполняя их дома, главное — не лениться и не пропускать день-другой. Выделите хотя бы пятнадцать минут на ежедневные тренировки.