«В апреле 1920 г. мы должны полностью закончить все работы, чтобы комплекс во главе с обновленной скульптурой приобрел красивый вид к 75-летию Победы. К этому времени на Мамаевом кургане не должно остаться ни строителей, ни реставраторов, ни лесов», — подчеркивает начальник участка АО «Главзарубежстрой».
Действия фирмы-подрядчика по реконструкции монумента по-настоящему можно оценить, только находясь рядом со специалистами — внутри скульптуры или на лесах. У подножия пока огороженного холма рабочие кажутся муравьями, снующими по стальным веткам возле полузакрытой фигуры женщины с мечом. Восхищаясь масштабами реставрации, обыватели плохо осведомлены о том, насколько серьезное лечение проходит наш символ Родины. «Видишь, дяди там подмазывают, подкрашивают», — примерно так родители объясняют действо своим удивленным детишкам.
Работа на известной «Высоте 102» началась еще два с половиной года назад, задолго до Чемпионата мира по футболу. Тогда был первый этап, когда параллельно с облагораживанием территории у монумента были установлены новые прожекторы, а внутри него заменены скрепляющие стальные тросы, произведены первые работы по бетону. Вся поверхность фигуры была очищена сжатым воздухом — методом мягкого бластинга. Второй этап состоял из кропотливого исследования, выявления и обозначения всех участков, требующих восстановления.
«Сейчас идет третий этап — самый сложный и массивный: полная реставрация наружной и внутренней поверхности, — отмечает Павел Луценко. — Внутри монумента идет полный демонтаж элементов деревянной опалубки, оставленных еще со времен строительства — с 1967 г. Всего же ее было в районе 5000 кв. м. Взявшись за эту работу, мы обнаружили целые заброшенные комнаты, которых не было на чертежах. Убираем старую арматуру, а также другой строительный мусор, которым некоторые полости были буквально завалены. Приходится вычищать, спускать и выносить все сверху вниз в мешках вручную, а это десятки тонн».
В подчинении Павла Николаевича трудятся около 100 специалистов. Ни дождь, ни характерный для волгоградской зоны постоянный ветер мастерам не помеха. Кстати, специалисты подчеркивают, что в плане розы ветров скульптура была возведена в самом сложном для города месте. Поддувания со скоростью минимум 10 м / с — это здесь будничное явление. Но на это никто не жалуется, крепкие духом и телом строители шутят: «Переносить монумент из-за этого не будем». Тем более что главные трудности здесь отнюдь не климатические