Борис Рувимович Мандель
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков НТИ (филиал) РГУ им. А.Н. Косыгина, Doctor of Science, Honoris causa of International Academy of Natural History
Наша тема кажется настолько банальной, что поднимать её вроде уж совсем было бы наивно, однако глубина анализа, современная точка зрения и не так уж многочисленные в последнее время лихие рассуждения в Интернете не то чтобы настораживают, но дают всё-таки некоторую возможность снова обратиться к вопросу об интересе молодых людей к учёбе.
Вопрос-то наш не только интересный и сам по себе, но и раздвигающий границы наук столь свободно и непринуждённо, что заставляет задуматься всерьёз: а всё ли мы поняли, изучили, проанализировали, спрогнозировали, везде ли расставили точки и вообще — там ли их расставили… Так что, может, самое время вернуться, поднять снова то, что лежит долго-долго, порассматривать со всех сторон, поискать свою правду?
Кстати, любопытно: довольно большое количество соискателей учёных степеней в области педагогики и психологии очень внимательно рассматривают проблемы интереса… В общем-то, пока всё несложно — загляни в словарь:
Интерес (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может всё более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира… Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
А как вам такое: А. Ребер в своём «Словаре психологии» (1995) честно признаётся в невозможности дать полноценное определение слову «интерес», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с интересом: от внимания до желания.