— Алексей Юрьевич, как Вы пришли к Вашей идее создания Ассоциации? Ведь уже неоднократно предпринимались попытки объединения, и все они не закончились ничем?
— Занимаясь развитием Современного музея каллиграфии, я прошел через множество терний, пока мой музей не стал похож на настоящий — с организацией серьезного учета, наличием книги поступлений, должности хранителя и специалиста по выставочному делу, с постоянным ведением научной работы, составлением баз данных и т.д.
В какой-то момент захотелось познакомиться с такими же одержимыми идеей собирательства людьми, как я сам, узнать, с какими трудностями они сталкиваются, может быть, поделиться своим опытом. А еще через них показать своим бизнес-партнерам настоящую Россию. Так спонтанно я начал посещать частные музеи, а потом решил составить их каталог. Вокруг меня объединилась команда таких же заинтересованных людей, и почти каждую пятницу-субботу мы вылетаем в один из регионов, чтобы познакомиться с новым для себя частным музеем и его создателем.
Действительно, попытки организовать ассоциацию уже были. Но я пошел не от идеи объединения музеев. Честно говоря, Ассоциация для меня не главное. Первоначальным стимулом было то, что я хотел установить деловые контакты с интересными для меня частными музеями в Китае, и от общественной организации выступать удобнее. Так что получилось от обратного: ассоциация была для меня не важна, но люди ее заметили, часть потенциальных бизнес-клиентов приходит именно через ассоциацию, через информацию о музее каллиграфии, которому уже 10 лет.
— Что представляют собой частные музеи, которые вошли в Ассоциацию?
— Музеи очень разные, есть такие, уровень коллекций которых, на мой взгляд, не уступает государственным. Но есть и другие, их называют «народными», они могут и юридического лица не иметь, не попадают под официальные критерии, но, думаю, нельзя не считать их музеями. Они собрали значительные культурные ценности, например, Музей ложек во Владимире или Музей утюга в Великом Новгороде. У меня просто «голову сорвало», когда я увидел эти коллекции! Создатель петербургского Музея граммофонов и фонографов ведет активную переписку с аналогичными музеями в Соединенных Штатах и Южной Корее, которые, как считалось, обладают самой ценной коллекцией этих музыкальных аппаратов. Но наша, оказывается, гораздо лучше и ее создатель, в прошлом актер цирка В.И. Дерябкин, стал собирать ее намного раньше — более 30 лет назад.