Главное, от чего будет зависеть необходимость кофейни, — концепция отеля. В гостиницах «четыре звезды» и «пять звезд» почти всегда располагается сразу несколько точек общепита. Кофе наливают везде, более того, возможно, что в лобби вдобавок установлен вендинговый автомат. То есть формат кофейни необходимо продумать так, чтобы избежать слепого дублирования с уже работающими рестораном и барами. В крупной гостинице, где нет нужды в привлечении внешнего потребителя, кофейню имеет смысл создавать в специально отведенных зонах. Скажем, кофейная, чайная, сигарная комнаты, переговорная и т. п., не занимающие просторных площадей. Дело в том, что в крупной гостинице кофейня призвана выполнять скорее имиджевую роль, быть дополнительным фактором удобства для гостей, местом, где они расстаются с незначительным количеством денег, отдавая дань любимой привычке.
Следует учитывать, что кофейня подразумевает некую эксклюзивность предлагаемого ассортимента, кофе там априори не может стоить дешево. А в гостиницах по обыкновению востребована быстрая подача напитков. Вот почему кофейня точнее впишется в концепцию отеля класса люкс или бутик-отеля. Особенно если таковой находится в туристическом центре и имеет отдельный выход на улицу. В подобном случае заведение сможет себя оправдать не только в имиджевом плане, но и экономически.
Рассмотрим, что представляют собой современный формат кофейни и способы ее продвижения в принципе, на примере самого посещаемого иностранными туристами российского мегаполиса. Действительно, в Санкт-Петербурге в последние годы кофейни стали очень популярны. Кофейня — это узкоспециализированное предприятие общественного питания, ориентирующееся на широкий ассортимент кофейной и чайной продукции. Кроме того, в меню кофеен, как правило, широко представлены десерты, мороженое, кондитерские изделия, свежевыжатые соки, лимонады и газировка, какао, летние коктейли. Реже — алкогольные напитки, легкие закуски, сэндвичи, салаты, обычно закупаемые у производителей в уже готовом, упакованном виде. Средний чек в предприятиях такого типа составляет порядка 500 руб. с учетом напитков. Интерьерным решением выбирается самая разная тематика — определенного, единого для всех игроков рынка дизайна не существует. Могут использоваться восточный стиль (такой особенно подходит заведениям, имеющим в ассортименте кальян), хай-тек, стилистика эпохи Романовых (как «Абрикосов» на Невском проспекте), иные стилистические решения. Хорошую популярность приобрело оформление в стиле прованс или лофт.