При параллельной работе дизель-генераторных агрегатов (ДГА) общая электрическая нагрузка должна распределяться между ними согласно требованиям Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства (РМРС) следующим образом [1]:
– при параллельной работе генераторов переменного тока в диапазоне от 20 до 100% общей нагрузки распределение ее на каждый генератор должно происходить пропорционально их мощностям и не должно отличаться более чем на 15% от расчетной нагрузки большего из генераторов или на 25% от расчетной нагрузки рассматриваемого генератора в зависимости от того, что меньше;
– генераторы переменного тока, предназначенные для параллельной работы, должны снабжаться такой системой компенсации реактивного напряжения, чтобы во время параллельной работы распределение реактивной нагрузки между генераторами не отличалось от пропорциональной их мощности более чем на 10% номинальной реактивной нагрузки наибольшего генератора или не более чем на 25% номинальной мощности наименьшего генератора, если это значение меньше вышеуказанного.
В работе [2] изложена методика непропорционального распределения нагрузки между параллельно работающими ДГА с целью минимизации удельного расхода топлива (УРТ) и приведено выражение, отражающее зависимость УРТ от нагрузки генераторного агрегата и коэффициента мощности q(P, cosφ). Вывод данного выражения произведен в работах [3–5]. Ввиду неодинаковости характерных зависимостей УРТ для каждого из параллельно работающих генераторных агрегатов (особенно для генераторных агрегатов, эксплуатирующихся длительное время) манипуляции с распределением мощности и/или изменением коэффициента мощности, приходящейся на тот или иной ДГА, может обеспечить снижение расхода топлива [6–8]. В статье исследуется возможность изменения коэффициентов мощности нагрузки каждого из параллельно работающих генераторов путем непропорционального распределения между ними активных и реактивных составляющих тока нагрузки.