Статья поступила 20.10.2025. Принята к печати 22.10.2025.
Заседание открыл своим докладом президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий, напомнивший, что предыдущее заседание Совета РСР в июле 2025 года было посвящено обсуждению проекта стратегии развития образования до 2036 года. Большинство предложений ректорского сообщества по доработке проекта стратегии были приняты за основу межведомственной рабочей группой. «В настоящее время ведется работа по формированию плана реализации стратегии и наша совместная задача — принять активное участие в формировании перечня ключевых мероприятий и показателей плана», — подчеркнул президент РСР.
В своем докладе В.А. Садовничий представил основные предложения региональных советов ректоров, которые поступили в аппарат Союза ректоров:
— Паритетное направление, которое волнует все ректорское сообщество — это нормативное оформление новой модели высшего образования. На заседаниях нашего Союза мы неоднократно поднимали вопрос о недостатках Болонской системы. Задача вернуть традиционную для нашей страны подготовку специалистов с высшим образованием была поставлена нашим президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в 2023 году. В мае того же года президент подписал соответствующий указ, инициировал переход на новую модель высшего образования. В июле 2024 года на съезде Российского Союза ректоров уже состоялось обсуждение первых пилотных проектов.
Начиная с весны 2025 года Минобрнауки на разных площадках очень активно проводило обсуждение проекта изменений в Закон об образовании, которые определяют принципы функционирования новой модели высшего образования.
Мы хорошо знакомы с предложениями министерства, члены Российского Союза ректоров принимают активное участие в их обсуждении, и мы поддерживаем то, что делает Валерий Николаевич Фальков и его коллеги.
Мы считаем необходимым, чтобы в Законе об образовании были закреплены ключевые принципы национальной системы образования: фундаментальность, междисциплинарность, практикоориентированность, гибкость. С учетом этих принципов должны быть разработаны и новые федеральные государственные стандарты высшего образования.