На протяжении длительного периода в отечественной истории ставится проблема повышения значимости отечественной экономики в системе мирового хозяйства.
В какие-то периоды времени эта проблема решалась довольно эффективно (стоит вспомнить реформы Петра I [9] или опыт первых пятилеток [22]), а в какие-то периоды слова явно превалировали над делами (достаточно вспомнить призывы Хрущева Н. С. «догнать и перегнать Америку», обещания «показать кузькину мать», а «к 1980 году построить коммунизм» [11]).
На протяжении последних десятилетий на повестку дня в вопросах развития национальной экономики неоднократно ставился вопрос о ее вхождении в пятерку крупнейших экономик мира.
Так, например, в целевых ориентирах «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7], именуемой также «Стратегией-2020», указано, что «в 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности)» [7].
В целевых установках «Стратегии-2020» также отмечалось, что достижение указанного уровня экономического и социального развития (пятое место среди стран-лидеров по объему ВВП по ППС) было призвано обеспечить соответствие «статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [7].
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [24] вновь была сформулирована цель «вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 %» [24], но уже к 2024 г.
Впрочем, в указе Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [25] этот пункт уже исчез, так же как и исчез очень важный пункт об «ускорении технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа» [24], который существовал еще в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7], о реализации которой (на протяжении 13 лет) в силу недостижения поставленных целей и задач [3, 4, 8, 17, 18] так никто официально и не отчитался.