По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Ключевые показатели эффективности и мотивация: вопросы и решения

Корнеева И.В. канд. экон. наук, доцент, Департамент менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, 125993, Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49, Е-mailI: Korneeva@fa.ru

Одним из действенных способов повышения эффективности работы сотрудников компании является мотивация результативности трудовой деятельности. Современное направление определения результативности — использование ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators).

Литература:

1. Сидорова В.Н. Управление производственным персоналом — своевременность и актуальность// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2016. — №3. — С. 42–44.

3. Сидоров Н.В. Мотивация талантов для инновационной экономики// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — №7. — С. 46–47.

4. Руденко Г.Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Отечественный опыт управления талантами // Вестник Омского университета. Серия Экономика. — 2016. — №3. — С. 139–144.

5. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Мерко А.И., Апенько С.Н. Мотивация персонала. — М.: Альфа-Пресс, 2010. — 640 с.

6. Одегов Ю. Г., Федченко А.Н., Дашкова Е.С. Мотивация трудовой деятельности. — М.: Аотфа-Пресс, 2009. — 336 с.

7. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. — М.: Олимп-Бизнес, 2009. — 723 с.

8. Сафина Д.М. Управление ключевыми показателями эффективности. — Казань: Казан. ун-т, 2018. — 123 с.

Руководство любой компании заинтересовано в повышении эффективности работы своих сотрудников, подразделений и компании в целом. Следует отметить, что подавляющее большинство сотрудников полностью удовлетворены своим окладом и своим положением, как правило, очень ограниченный период времени, а затем мотивация их заметно снижается. Сотрудники начинают менее ответственно относиться к своим обязанностям. Следовательно — мотивация трудовой деятельности является одним из ключевых моментов в грамотном управлении персоналом любой компании.

Мотивация трудовой деятельности — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих персонал к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей и задач. Основными движущими силами выступают экономические и дисциплинарные методы.

Экономические методы — это определенные вознаграждения (бонусы) или штрафы к заработной плате сотрудника. Но это лишь в том случае, если в заработной плате присутствует переменная часть, а если ее нет, то можно обратиться к дисциплинарным методам. Дисциплинарными методами могут выступать поощрения (повышение по службе, устная или письменная благодарность и т. д.) или наказания (увольнение, перевод на другую должность, устный или письменный выговор и т. д.).

А какие цели и задачи перед своими сотрудниками должно ставить руководство, чтобы повысить эффективность их работы и выйти на определенный результат? Ими должны стать показатели, характеризующие деятельность сотрудника, т. е. все то, с чем он работает, за что несет ответственность и, в конце концов, получает вознаграждение. Из этого следует, что для того, чтобы поставить перед сотрудниками определенные цели и задачи, необходимо разработать показатели или, точнее сказать, систему показателей, отражающую эффективность проделанной ими работы.

Одной из таких систем показателей в зарубежной практике является система Key Performance Indicators (сокращ. KPI) (пер. с англ. Key — ключевые, Indicators — показатели, Performance — исполнения), в настоящее время у нас ее принято называть системой ключевых показателей эффективности. Основным преимуществом системы KPI является ее универсальность. Она может с одинаковым успехом использоваться в организациях любой формы собственности и любого направления деятельности независимо от количества сотрудников. Эта система является своего рода измерителем эффективности деятельности и достижимости поставленных целей. Данную систему показателей можно применять как для оценки работы всей компании, отдельных структурных подразделений, так и конкретных сотрудников. Разумеется, что показатели, оценивающие компанию в целом, могут отличаться от показателей структурных подразделений, и тем более, могут отличаться от показателей конкретных сотрудников. Все зависит исключительно от самой компании, ее стратегии, целей и задач, которые она перед собой ставит, а также от структурных подразделений и сотрудников, точнее — от их зоны ответственности (от обязанностей, которые они выполняют в процессе своей трудовой деятельности). Действительно, показатели, применимые для оценки топ-менеджера и бизнеса в целом, зачастую нельзя использовать для оценки какого-либо отдела. Например, для оценки руководителя ЦФО подойдет показатель прибыли, остающийся в распоряжении организации до уплаты налогов и процентов (EBIT — earnings before interests and tax). Однако данный показатель совершенно неприменим для оценки менеджера по работе с клиентами этого же ЦФО. Дело в том, что EBIT — исключительно финансовый показатель. Он характеризует эффективность управления руководителем ЦФО в его подчинении. А менеджер по работе с клиентами напрямую на эти цифры не влияет. Оценкой его работы должен служить другой, нефинансовый показатель. Например, количество урегулированных претензий клиентов или, еще лучше, процент этого количества к общему числу претензий.

Для Цитирования:
Корнеева И.В., Ключевые показатели эффективности и мотивация: вопросы и решения. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: