Сфера государственных закупок является активно развивающимся институтом и определяющим фактором модернизации отечественной экономики. С целью поддержки отечественных производителей товаров в законодательство о государственных закупках внедрены специальные инструменты, которые в совокупности называют национальным режимом.
На данном этапе национальный режим при осуществлении закупок не является цельным, единым институтом, а скорее набором достаточно разрозненных положений многочисленных нормативных правовых документов. Консолидация законодательства о национальном режиме, придание ему единой формы и более понятной структуры (в первую очередь для государственных заказчиков, на которых лежит обязанность неукоснительного соблюдения его положений) являются одной из задач будущего времени. Однако и в текущем виде национальный режим является оправданным и крайне действенным инструментом поддержки отечественных производителей.
В соответствии с выбранной темой в работе поставлены следующие задачи:
• описать основные механизмы действия национального режима;
• привести структуру нормативной правовой базы национального режима по каждому механизму;
• описать ключевые особенности применения нормативных правовых актов, содержащих положения о национальном режиме;
• выявить перспективы развития законодательства о национальном режиме.
Методы исследования: структурный анализ, синтез, сравнение, дифференциация результатов, определение связей и функциональных зависимостей.
Национальный режим при проведении закупок представляет собой набор правовых механизмов государственной поддержки рыночного обращения товаров отечественного производства. Национальный режим применяется при проведении закупок в рамках как Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), так и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и имеет свою специфику в зависимости от применения того или иного из описанных нормативных документов.
Главной особенностью национального режима в сфере закупок является распространение механизмов поддержки не только на российские товары, но и на продукцию стран — членов ЕАЭС (Армения, Казахстан, Киргизия, Республика Беларусь). Данная особенность установлена Договором о Евразийском экономическом союзе и является следствием планомерной работы России и стран-членов по созданию и развитию общего экономического пространства. Далее под российскими и отечественными товарами мы будем подразумевать товары производства стран — членов ЕАЭС.