По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/med-17-2402-05

Ключевые особенности применения национального режима при осуществлении государственных закупок

А.А. Сергеенков аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: antonser1020@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9236-4255
Н.А. Проданова доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

Трудности с поставкой некоторых категорий иностранных товаров в условиях внешнеэкономических ограничений вызывают необходимость активного развития отечественного производства. В сложившихся условиях национальный режим при осуществлении государственных закупок является необходимым драйвером развития российской экономики. Положения нормативной базы национального режима направлены на поддержку отечественных производителей самых необходимых для страны товаров. Именно поэтому неукоснительное соблюдение всех положений национального режима является важной обязанностью каждого заказчика.

Сфера государственных закупок является активно развивающимся институтом и определяющим фактором модернизации отечественной экономики. С целью поддержки отечественных производителей товаров в законодательство о государственных закупках внедрены специальные инструменты, которые в совокупности называют национальным режимом.

На данном этапе национальный режим при осуществлении закупок не является цельным, единым институтом, а скорее набором достаточно разрозненных положений многочисленных нормативных правовых документов. Консолидация законодательства о национальном режиме, придание ему единой формы и более понятной структуры (в первую очередь для государственных заказчиков, на которых лежит обязанность неукоснительного соблюдения его положений) являются одной из задач будущего времени. Однако и в текущем виде национальный режим является оправданным и крайне действенным инструментом поддержки отечественных производителей.

В соответствии с выбранной темой в работе поставлены следующие задачи:

• описать основные механизмы действия национального режима;

• привести структуру нормативной правовой базы национального режима по каждому механизму;

• описать ключевые особенности применения нормативных правовых актов, содержащих положения о национальном режиме;

• выявить перспективы развития законодательства о национальном режиме.

Методы исследования: структурный анализ, синтез, сравнение, дифференциация результатов, определение связей и функциональных зависимостей.

Национальный режим при проведении закупок представляет собой набор правовых механизмов государственной поддержки рыночного обращения товаров отечественного производства. Национальный режим применяется при проведении закупок в рамках как Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), так и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и имеет свою специфику в зависимости от применения того или иного из описанных нормативных документов.

Главной особенностью национального режима в сфере закупок является распространение механизмов поддержки не только на российские товары, но и на продукцию стран — членов ЕАЭС (Армения, Казахстан, Киргизия, Республика Беларусь). Данная особенность установлена Договором о Евразийском экономическом союзе и является следствием планомерной работы России и стран-членов по созданию и развитию общего экономического пространства. Далее под российскими и отечественными товарами мы будем подразумевать товары производства стран — членов ЕАЭС.

Для Цитирования:
А.А. Сергеенков, Н.А. Проданова, Ключевые особенности применения национального режима при осуществлении государственных закупок. Бухучет в здравоохранении. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: