По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Ключевые направления цифровизации и автоматизации таможенного контроля

Федоренко К. П. канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела, Сибирский государственный университет путей сообщения, e-mail: cfedorenko810@gmail.com

В статье рассмотрены ключевые направления развития Федеральной таможенной службы России, связанные с цифровизацей и автоматизацией таможенного контроля. Особое внимание уделяется таким направлениям, определяющим сущность применения искусственного интеллекта в таможенных органах, как централизация программных баз и баз данных, применение семантического анализа неструктурированных данных, расширение области применения машинного «зрения», реализация модели интеллектуального пункта пропуска.

Литература:

1 Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 22. — ст. 3572.

2 Приказ ФТС России от 21 октября 2015 г. № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: www. pravo.gov.ru (дата обращения: 01.08.2023).

3 Фильчакова, В. А., Воронин, С. Е., Федоренко, К. П. Трансформация электронной таможни в интеллектуальную // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2022. — № 9. — С. 19–27.

4 От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85937/ (дата обращения: 03.08.2023).

1. Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2020 No. 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030". Collection of legislation of the Russian Federation. 2020, No. 22, Art. 3572.

2. Order of the Federal Customs Service of Russia dated October 21, 2015 No. 2133 "On approval of the main directions for the development of information and communication technologies in the customs authorities of the Russian Federation until 2030". Offi cial Internet portal of legal information. Available at: www.pravo.gov. ru (accessed: 08.01.2023).

3. Filchakova, V. A., Voronin, S. E., Fedorenko, K. P. Transformation of electronic customs into intellectual. Customs regulation. Customs control. 2022, No. 9, pp. 19–27.

4. From automation of customs operations to intelligent customs. Available at: https://www.alta.ru/expert_opinion/85937/ (accessed: 08.03.2023).

Целевые ориентиры, установленные в таком программном документе, как Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия), направлены на совокупную реализацию принципов модернизации таможенной деятельности, осуществляемой Федеральной таможенной службой России (ФТС России) [1].

Если сгруппировать ряд целевых ориентиров Стратегии, то в рамках настоящей статьи можно выделить те их них, которые, с точки зрения автора, признаются ключевыми, а именно:

• цифровизация и автоматизация таможенного контроля;

• создание благоприятных условий и обеспечение конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Здесь речь идет прежде всего об элиминировании ценовой конкурентоспособности тех участников внешнеэкономической деятельности (участников ВЭД), которые пытаются использовать противозаконные методы недостоверного декларирования товаров и занижения таможенной стоимости;

• обеспечение предсказуемости и прозрачности совершения таможенных операций;

• эффективное противодействие угрозам экономической безопасности, что предполагает в том числе обеспечение полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации — на эти платежи приходится порядка 30 % доходной части федерального бюджета.

Безусловно, данные ориентиры корреспондируют с направлениями и задачами, поставленными в таком программном документе, как приказ ФТС России от 21 октября 2015 г. № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года» [2].

Целевых ориентиров Стратегии достаточно много, более двух десятков, и, на взгляд автора, они как минимум взаимозависимы, то есть вытекают один из другого.

Например, целевой ориентир «полномасштабная цифровизация и информатизация» естественным образом оказывает непосредственное влияние на реализацию таких ориентиров, как «прозрачность совершения таможенных операций и проведение таможенного контроля», «автоматизация таможенных операций по администрированию таможенных платежей», «автоматизация контроля правильности классификации товаров на базе электронной библиотеки классификационных решений» и т. д.

Для Цитирования:
Федоренко К. П., Ключевые направления цифровизации и автоматизации таможенного контроля. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: