Прежде всего следует сказать, что совместная деятельность в условиях развития внешних вызовов позволяет утверждать: страны ЕАЭС намерены и дальше работать в направлении совместного реагирования на внешние и внутренние угрозы и вызовы. Таким образом, формирование скоординированной экономической политики между стейкхолдерами будет давать возможности достижения паритета разнонаправленных интересов стран ЕАЭС и обеспечения устойчивого развития в условиях влияния глобальных вызовов [12].
Оценка внешнеторгового сотрудничества стран Евразийского экономического союза проведена в научных работах А. Г. Аганбегяна [1–2], М. Л. Вартановой [3], А. С. Горда [4], Е. В. Дробот [5], А. С. Липина [6], Э. В. Морозова [7], Г. И. Осадчей, Т. Н. Юдиной [8], М. Ф. Ткаченко, А. В. Журовой [9], В. В. Стецюка [11]. В работе С. В. Рязанцева, А. А. Тер-Акопова [10] исследуются факторы интеграционных процессов.
В свою очередь, наряду с Россией интерес к потенциалу стран ЕАЭС проявляют США, Европейский союз, Китай. Помимо этого, следует отметить снижение интереса со стороны бизнес-структур стран ЕАЭС к России как приоритетному партнеру экономической, политической и культурной интеграции.
Это усугубляется низкими количественными показателями объемов взаимной торговли ЕАЭС, с учетом того что сложившаяся практика наращивания странами внешней торговли является индикатором преимущества единого пространства, а также использования возможностей защиты национальных субъектов хозяйствования на своих национальных сегментах союзного рынка.
Так, основным покупателем экспортируемых государствами — членами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз — 41,9 % (в 2020 г. — 37,6 %). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (9,3 %) от экспорта ЕАЭС (в 2020 г. — 7,9 %), Германию — 6,0 % (5,4 %), Италию — 5,4 (4,6), Польшу — 3,6 % (3,1 %). В страны АТЭС поставлено 28,4 % всех экспортированных товаров (в 2020 г. — 29,7 %), из них в Китай — 15,2 % (16,4 %), США — 3,6 (3,2), Южную Корею — 3,6 % (3,7 %) (рис. 1).