Информационные технологии в медицине охватывают практически все аспекты деятельности медицинских учреждений, они используются в лечебном процессе, в вопросах управления ресурсами, для оказания медицинской помощи. Особенно востребована медицинская информационная система (МИС), служащая для оформления электронного документооборота. Широкое распространение получили методы телемедицины, набирает обороты, особенно за рубежом, мобильное здравоохранение, которое делает получение медицинских услуг максимально доступным. В рамках данного исследования были определены наиболее перспективные и актуальные информационные технологии, которые могут быть использованы в здравоохранении.
К основным направлениям развития интернет-технологий можно выделить следующие категории:
- профилактику заболеваний и прививание населению ЗОЖ;
- внедрение элементов интернетнавигации в систему здравоохранения;
- интеллектуальные системы;
- дистанционное образование;
- клиническую медицину;
- медицинские информационные системы;
- оценку и контроль качества медицинской помощи;
- «медицинский Интернет вещей»;
- поддержку научных клинических решений;
- реализацию медицинских препаратов и изделий.
Для каждого из указанных направлений необходимо проведение научно-методической проработки с целью приведения доказательств позитивного воздействия на отрасль здравоохранения и последствий внедрения разных видов информационных технологий.
Главный эффект от внедрения этого вида информационных технологий заключается в повышении уровня информированности населения по вопросам получения медицинских услуг, профилактики и ранней диагностики заболеваний, ведения здорового образа жизни и пр. Интернет-навигация включает в себя следующие инструменты:
- поиск оптимального решения в случае необходимости получения медицинской помощи, в том числе в вопросах консультирования и определения необходимых медицинских услуг, разъяснения порядка госпитализации, записи на прием к врачу и пр.;
- выбор медицинской организации в рамках программы ОМС, прикрепление к ней;
- выбор медицинской организации для получения платных услуг;
- поиск экстренного решения в случае необходимости получения неотложной медицинской помощи (вызов государственной или коммерческой медицинской помощи), вызов врача на дом в экстренных ситуациях;
- поиск решений для оптимизации процесса оформления медицинских справок и освидетельствований;
- поиск ресурсов с телемедицинскими услугами по конкретным направлениям медицинской специализации;
- запись на прием к врачу при помощи портала «Госуслуги»;
- поддержание высокого уровня информированности о периодах диспансеризации, напоминания о необходимости прохождения диагностики или обследования, реклама здорового образа жизни.
Одним из главных недостатков отрасли является отсутствие единых требований к оформлению и осуществлению работы медицинских ресурсов, что не позволяет производить их ранжирование и оценивать их эффективность. Решением этой проблемы может стать создание единого портала для навигации граждан в системе здравоохранения, в рамках которого будут использоваться инструменты уже существующих медицинских интернет-ресурсов.