На заседании Совета Российского Союза ректоров, состоявшемся 18 февраля в Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, министр науки и высшего образования В.Н. Фальков обозначил основные направления развития высшей школы. Среди них:
1. Поддержка региональных вузов, включающая их дальнейшую интеграцию с регионами и развитие опорных университетов.
2. Продолжение и расширение программы повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
3. Реализация в университетах индивидуальных образовательных траекторий, влекущая за собой внедрение цифровой системы управления.
4. Обеспечение доступности бесплатного высшего образования путём внедрения новой методики распределения бюджетных мест в университеты, благодаря которой каждый второй выпускник школы сможет поступить на бюджетное место в вузе на программы бакалавриата и специалитета, и каждый третий выпускник бакалавриата может рассчитывать на бюджетное место в магистратуре.
5. Расширение международного сотрудничества, увеличение количества иностранных студентов в 2 раза к 2024 г.
Но этими пунктами, конечно же, не исчерпываются все проблемы, накопившиеся за последние годы в высшей школе. Председатель Комиссии по образованию Научного совета при Президиуме РАН, омбудсмен в сфере образования Амет Володарский считает, что в вузовском сообществе остро стоит вопрос о необходимости восстановить учебно-методические объединения, которые должны стать генераторами развития специальностей и направлений. Нужно восстановить 5-летний специалитет в тех направлениях, где есть острая необходимость. Нужно дать возможность вузам работать по собственным стандартам. И, возможно, следует отменить госстандарты по направлениям и специальностям и предложить госстандарт по уровням образования.
Эти и другие назревшие изменения горячо обсуждаются в вузовском сообществе и на страницах нашего журнала.