Введение. Вопрос достоверности учетной информации носит дискуссионный характер из-за неоднозначности научной трактовки понятия «достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности». Одним из важнейших критериев признания бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверной является ее максимальное соответствие действующим правилам бухгалтерского учета. Вторым критерием выступает отсутствие явных или скрытых ошибок и пропусков в учетных регистрах и отчетных формах, то есть каких-либо искажений.
Цель исследования: уточнение и развитие положений теории и практики бухгалтерского учета в области выявления и предупреждения искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности строительных организаций и повышения достоверности учетной информации и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Задачи исследования: разработать рекомендации по организации обеспечения бухгалтерского комплаенса в строительной организации, обеспечивающие возможность проведения контрольных мероприятий, направленных на выявление возможных ошибок в учете и искажений в отчетности.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных экономистов в области бухгалтерского учета, работы отечественных ученых, опубликованные в периодических изданиях или находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, внутренние документы, используемые в учетном процессе и при формировании бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организаций строительной отрасли.
Результаты исследования и их обсуждение. Можно выделить ряд основных факторов, так или иначе определяющих появление искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности строительных организаций.
Первыми по «весу» факторами являются нестабильность, сложность и противоречивость правоприменительной практики. Только за 2017 год нормы НК РФ менялись более 50 раз, и эти изменения были далеко не в пользу налогоплательщиков. До последнего времени Минфин России так и не принял новых стандартов по бухгалтерскому учету, хотя их появление жизненно необходимо для повышения качества ведения учета.